Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Становление образовательной системы в России

В развитии отечественного образования особенно значимым периодом была эпоха Просвещения. В России в это время происходило становление государственной образовательной системы, ориентированной во многом на западноевропейский образец. Наблюдается тенденция вестернизации отечественного образования. Россия постепенно начинает приобщаться к европейской культуре и понимать значимость и необходимость освоения светских, профессиональных знаний. Первые преобразования в восемнадцатом веке в российских школах были связаны с реформами Петра I и Екатерины II. Благодаря им в России формируется положительное отношение к обязательному образованию в специально организованных учебных заведениях.

Религиозная общественность рассматривала европейскую культуру как противоречащую основным постулатам православия. Поэтому в Российской империи все образовательные нововведения принимались с предубеждением, и процесс их внедрения в педагогическую практику был сложен. Такое отношение к реформам в образовании заставило российскую монархию предпринять решительные действия.

Развитие образовательной системы в России

В начале XVIII века экономические и социальные реформы в России потребовали большого количества профессионалов в разных сферах жизнедеятельности. Такая потребность диктовала необходимость формирования светской образовательной системы, которая была бы ориентирована на интересы государства. Параллельно менялась сущность воспитания и обучения. Обществу требовались не просто покорные христиане, а полноправные граждане своего государства. Направленность на воспитание человека-личности светски образованного, с широким взглядом на мир, при этом сохраняющего национальные и религиозные традиции, стала главной в системе отечественного образования.

Для этого в России начала создаваться система государственных и частных учебных учреждений. Правительство Петра I приступило к созданию начальных школ, их особенностью была доступность широким слоям населения. Частным примером таких учреждений являются цифирные школы, которые создавались для детей десяти-пятнадцати лет с целью подготовки обслуживающего персонала низшего уровня для работы на предприятиях. Предполагалось, что цифирные школы станут подготовительной ступенью для дальнейшего профессионального образования низших слоев населения. Здесь изучали грамоту, арифметику и геометрию. Но ряд трудностей привел к их повсеместному закрытию.

«Становление образовательной системы в России» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В России в это время были открыты еще гарнизонные и адмиралтейские школы. Они предназначались для подготовки низшего военного состава армии и флота – солдат и матросов. Для обучения квалифицированных рабочих стали открываться горно-заводские школы. Подобные учебные заведения - это школы для представителей низших сословий.

Одновременно в царской России происходит становление системы образования для дворянства. Подобные элитные учебные заведения представляли:

  • Московская инженерная школа, Петербургские инженерная школа, Петербургская артиллерийская школа, хирургическая школа и другие;
  • общеобразовательные государственные и частные школы, пансионы.

Кроме этого, в период правления Петра I получила широкое распространение система обучения так называемых дворянских недорослей в учебных учреждениях экономически развитых европейских стран. Это была попытка наладить преемственность начального и среднего образования.

Примером традиционного богословского учебного заведения стала Славяно-греко-латинская академия, в ней давали начальное, среднее и высшее образование. Примером традиционного светского высшего учебного заведения петровского времени была Санкт-Петербургская Академия наук с входящими в ее состав университетом и гимназией. Академия была ориентирована на консервативные методы обучения. Она послужила образцом для создания М.В.Ломоносовым Московского университета в 1755 году.

Во второй половине 18 века произошли значительные изменения в системе отечественного образования. Данные реформы инициировали Екатерина II, И.И.Бецкий и Ф.И.Янкович де Мириево. Организуются уже не узкосословные и профессиональные школы, а всеобщие (кроме крепостных крестьян) и общеобразовательные школы, на это оказали влияние идеи французских просветителей. Созданию в России государственной образовательной системы мы обязаны И.И.Бецкому. Он был основоположником закрытых сословных учебных заведений таких как Сухопутный шляхетский корпус и Смольный институт благородных девиц. К концу XVIII века в России сложилась неупорядоченная, имеющая сословный характер образовательная система, ориентированная на традиционные формы, методы и использующая традиционные образовательные программы.

Эпоха Просвещения была культурно неоднозначной, наполненной неоднородными идейными течениями, которые сходились в ценности воспитания и обучения, в критике сословности образования и в необходимости развивать образование, приближая его к меняющимся социальным условиям.

К середине 19 века реформы привели образование к следующей структуре:

Становление образовательной системы в России

Концепция Д. Локка

Эпоха Просвещения отличается наличием альтернативных авторских дидактических теорий. В них процесс обучения представлял практическую реализацию теорий автора и был ориентирован на воспитание и обучение детей разного возраста в различных типах образовательных учреждений.

Многие из авторских методик образования строились на основе эмпирико-сенсуалистической концепции английского философа и педагога Д. Локка. Согласно теории Локка, есть два источника познания:

  • внешний опыт, подразумевающий чувства порожденные ощущениями от различных материальных объектов;
  • внутренний опыт (рефлексия), подразумевающий акт познания.

Комбинирование и слияние этих источников – это основа формирования жизненного опыта и привычек индивида. Его жизнь зависит от воспитания, полученного в результате объединения индивидуального потенциала и обстоятельств жизни. Именно на этом основывается концепция «воспитания джентльмена» Локка. Программа обучения, согласно данной теории, строится на совмещении традиций и новаций. Светское воспитание, включающее фехтование, верховую езду, танцы, верховая езда и деловое обучение, включающее право, этику, историю, бухгалтерию и естественные дисциплины, взаимно дополняют друг друга.

Локк предлагал делать упор на осознанную самостоятельность приобретения знаний. Основные идеи английского педагога заключались в следующем:

  • целостный подход к воспитанию и обучению, основанный на единстве физического и умственного развития ребенка;
  • смена интеллектуальной и физической работы в процессе организованного обучения;
  • необходимость ранней профессиональной подготовки, как основы воспитания и образования;
  • гуманное отношение к ребенку, принятие его как самостоятельного и сознательного человека, заслуживающего уважение;
  • целенаправленный учебный процесс, основанный на стремлении детей к свободной и разнообразной активной деятельности;
  • построение учебного процесса, побуждающего учащихся к любознательности и развитию интереса к учению;
  • прагматизм в содержании образования;
  • рационализм и регламентация воспитательно-образовательного процесса;
  • формирование самодисциплины и стремления к непрерывному учению у человека.

Данные положения образовательной теории Локка, теории «воспитания джентльмена» послужили основой для развития теории обучения других авторов восемнадцатого века.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 26.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot