Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Становление образовательной системы в России

В развитии отечественного образования особенно значимым периодом была эпоха Просвещения. В России в это время происходило становление государственной образовательной системы, ориентированной во многом на западноевропейский образец. Наблюдается тенденция вестернизации отечественного образования. Россия постепенно начинает приобщаться к европейской культуре и понимать значимость и необходимость освоения светских, профессиональных знаний. Первые преобразования в восемнадцатом веке в российских школах были связаны с реформами Петра I и Екатерины II. Благодаря им в России формируется положительное отношение к обязательному образованию в специально организованных учебных заведениях.

Религиозная общественность рассматривала европейскую культуру как противоречащую основным постулатам православия. Поэтому в Российской империи все образовательные нововведения принимались с предубеждением, и процесс их внедрения в педагогическую практику был сложен. Такое отношение к реформам в образовании заставило российскую монархию предпринять решительные действия.

Развитие образовательной системы в России

В начале XVIII века экономические и социальные реформы в России потребовали большого количества профессионалов в разных сферах жизнедеятельности. Такая потребность диктовала необходимость формирования светской образовательной системы, которая была бы ориентирована на интересы государства. Параллельно менялась сущность воспитания и обучения. Обществу требовались не просто покорные христиане, а полноправные граждане своего государства. Направленность на воспитание человека-личности светски образованного, с широким взглядом на мир, при этом сохраняющего национальные и религиозные традиции, стала главной в системе отечественного образования.

Для этого в России начала создаваться система государственных и частных учебных учреждений. Правительство Петра I приступило к созданию начальных школ, их особенностью была доступность широким слоям населения. Частным примером таких учреждений являются цифирные школы, которые создавались для детей десяти-пятнадцати лет с целью подготовки обслуживающего персонала низшего уровня для работы на предприятиях. Предполагалось, что цифирные школы станут подготовительной ступенью для дальнейшего профессионального образования низших слоев населения. Здесь изучали грамоту, арифметику и геометрию. Но ряд трудностей привел к их повсеместному закрытию.

«Становление образовательной системы в России» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В России в это время были открыты еще гарнизонные и адмиралтейские школы. Они предназначались для подготовки низшего военного состава армии и флота – солдат и матросов. Для обучения квалифицированных рабочих стали открываться горно-заводские школы. Подобные учебные заведения - это школы для представителей низших сословий.

Одновременно в царской России происходит становление системы образования для дворянства. Подобные элитные учебные заведения представляли:

  • Московская инженерная школа, Петербургские инженерная школа, Петербургская артиллерийская школа, хирургическая школа и другие;
  • общеобразовательные государственные и частные школы, пансионы.

Кроме этого, в период правления Петра I получила широкое распространение система обучения так называемых дворянских недорослей в учебных учреждениях экономически развитых европейских стран. Это была попытка наладить преемственность начального и среднего образования.

Примером традиционного богословского учебного заведения стала Славяно-греко-латинская академия, в ней давали начальное, среднее и высшее образование. Примером традиционного светского высшего учебного заведения петровского времени была Санкт-Петербургская Академия наук с входящими в ее состав университетом и гимназией. Академия была ориентирована на консервативные методы обучения. Она послужила образцом для создания М.В.Ломоносовым Московского университета в 1755 году.

Во второй половине 18 века произошли значительные изменения в системе отечественного образования. Данные реформы инициировали Екатерина II, И.И.Бецкий и Ф.И.Янкович де Мириево. Организуются уже не узкосословные и профессиональные школы, а всеобщие (кроме крепостных крестьян) и общеобразовательные школы, на это оказали влияние идеи французских просветителей. Созданию в России государственной образовательной системы мы обязаны И.И.Бецкому. Он был основоположником закрытых сословных учебных заведений таких как Сухопутный шляхетский корпус и Смольный институт благородных девиц. К концу XVIII века в России сложилась неупорядоченная, имеющая сословный характер образовательная система, ориентированная на традиционные формы, методы и использующая традиционные образовательные программы.

Эпоха Просвещения была культурно неоднозначной, наполненной неоднородными идейными течениями, которые сходились в ценности воспитания и обучения, в критике сословности образования и в необходимости развивать образование, приближая его к меняющимся социальным условиям.

К середине 19 века реформы привели образование к следующей структуре:

Становление образовательной системы в России

Концепция Д. Локка

Эпоха Просвещения отличается наличием альтернативных авторских дидактических теорий. В них процесс обучения представлял практическую реализацию теорий автора и был ориентирован на воспитание и обучение детей разного возраста в различных типах образовательных учреждений.

Многие из авторских методик образования строились на основе эмпирико-сенсуалистической концепции английского философа и педагога Д. Локка. Согласно теории Локка, есть два источника познания:

  • внешний опыт, подразумевающий чувства порожденные ощущениями от различных материальных объектов;
  • внутренний опыт (рефлексия), подразумевающий акт познания.

Комбинирование и слияние этих источников – это основа формирования жизненного опыта и привычек индивида. Его жизнь зависит от воспитания, полученного в результате объединения индивидуального потенциала и обстоятельств жизни. Именно на этом основывается концепция «воспитания джентльмена» Локка. Программа обучения, согласно данной теории, строится на совмещении традиций и новаций. Светское воспитание, включающее фехтование, верховую езду, танцы, верховая езда и деловое обучение, включающее право, этику, историю, бухгалтерию и естественные дисциплины, взаимно дополняют друг друга.

Локк предлагал делать упор на осознанную самостоятельность приобретения знаний. Основные идеи английского педагога заключались в следующем:

  • целостный подход к воспитанию и обучению, основанный на единстве физического и умственного развития ребенка;
  • смена интеллектуальной и физической работы в процессе организованного обучения;
  • необходимость ранней профессиональной подготовки, как основы воспитания и образования;
  • гуманное отношение к ребенку, принятие его как самостоятельного и сознательного человека, заслуживающего уважение;
  • целенаправленный учебный процесс, основанный на стремлении детей к свободной и разнообразной активной деятельности;
  • построение учебного процесса, побуждающего учащихся к любознательности и развитию интереса к учению;
  • прагматизм в содержании образования;
  • рационализм и регламентация воспитательно-образовательного процесса;
  • формирование самодисциплины и стремления к непрерывному учению у человека.

Данные положения образовательной теории Локка, теории «воспитания джентльмена» послужили основой для развития теории обучения других авторов восемнадцатого века.

Дата последнего обновления статьи: 26.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot