Требования к образовательному пространству
Основные цели, а также ценности школы заключаются в создании наилучших условий для развития личности ребенка. Такое развитие обязано обеспечиваться образовательным процессом, главной функцией которого является, прежде всего, организация единого пространства индивидуального развития и познания.
Сегодня в системе образования складывается не совсем благоприятная ситуация. Растет количество детей с неудовлетворительным уровнем здоровья и эмоционального благополучия, не всегда получают дальнейшее развитие доверчивое отношение к окружающим людям и открытость миру, снижается детское любопытство и творческий потенциал.
Сложившаяся ситуация требует выработки особенного образовательного пространства, а также создание условий для раскрытия природных задатков, интересов, склонностей ребенка.
Организация образовательного может включать в себя:
- школы будущего первоклассника;
- адаптационные программы для введения в школьную жизнь;
- дифференцированная продолжительность уроков для учеников разного возраста;
- безотметочная система обучения в 1 классе;
- включение таких предметов, как «Психология», «Информатика», «Ритмика», «Этика», «Логика»;
- уровневая дифференциация;
- мониторинг и диагностика личностного развития учеников;
- ведение карт индивидуального развития;
- мониторинг результатов образовательного процесса;
- снижение наполняемости классов.
Основной вид деятельности в школе – учение и оно должно организовываться не с учетом индивидуальных особенностей детей, а на их основе. Именно поэтому образовательное пространство должно отвечать следующим требованиям:
- предоставление многообразия знаний, видов деятельности для возможности опробования своих сил, проявления интересов;
- предоставление возможности овладевать науками на уровне и в темпе, который соответствует индивидуальным особенностям ребенка;
- переход от пассивного обучения к обучению деятельному с преобладанием самостоятельной работы; вовлечение ребят в активную познавательную деятельность;
- учет психических и физиологических особенностей детей для сохранения их здоровья;
- информированность о личностных особенностях каждого ребенка.
Важные черты, которыми должно обладать образовательное пространство:
- деятельностный подход в воспитании и обучении;
- принцип вопитывающего обучения, который предполагает, что обучение и воспитание – это единый процесс;
- многовариативные модели развивающего обучения;
- интеграция базового образования и дополнительного;
- гуманизация отношений внутри педагогического коллектива, отказ от авторитарности и назидательности по отношению к детям;
- предметно- пространственная развивающая среда должна включать пространства, постоянно доступные детям, а также различающиеся по своей атмосфере и функциям.
Роль семьи в формировании образовательного пространства
Важным признаком образовательного единого пространства и условием его создания служат принятие всеми участниками процесса целей и задач воспитания, обучения и развития детей. При этом родители, выступающие заказчиками образовательных услуг, зачастую не обладают знаниями в данной области. Таким образом, цели и задачи образования и воспитания должны быть предметом обсуждения между педагогами и родителями. При этом педагогу следует донести до семьи ученика свое видение результатов обучения и воспитания ребенка, согласовать его с педустановками семьи.
Условием создания образовательного единого пространства должны стать выработка, а также принятие однородных требований, которые предъявляются к ребенку дома и в образовательном учреждении. Это способствует созданию психо-эмоционального комфорта для ребенка, укреплению авторитета педагогов и родителей.