Общая характеристика системы образования в Казахстане
Система образования в Казахстане – это учебная модель, которая направлена на повышение функциональной грамотности выпускников образовательных учреждений.
Начиная с 2016 года, система образования Казахстана претерпевает значительные изменения. Это связано в первую очередь с тем, что наука, техника и информационное пространство находятся в постоянном динамическом развитии, которое и влечет за собой изменения во всех сферах деятельности человека, в том числе и в образовании.
Современная система образования Казахстана направлена на подготовку «нового человека», который будет обладать такими важными современными качествами как мобильность и результативность, готовность к освоению стремительно меняющихся технологий.
В этой связи происходят существенные изменения в школьном обучении и профессиональной подготовке в Высшей школе. Эффективность выпускника образовательного учреждения зависит не от количества тех знаний, которые им освоены, а от разнообразия умений и навыков их применения в практической деятельности и своей повседневной жизни.
Данное требование к выпускникам образовательных учреждений объясняется тем, что в век интернета нет необходимости в запоминании большого количества информации, важнее уметь эффективно применять ее для решения проблемных ситуаций и разнообразных жизненных вопросов. Важным для каждого современного человека является умения добывать информацию и уметь правильно ее применять.
В настоящее время система образования подвергается реформированию, которое планируется закончить к 2020 году.
Основными направлениями реформирования системы образования Казахстана являются:
- Полное обновление содержания школьного образования.
- Исключение оценочной системы знаний и введение критериальности в оценивании.
- Внедрение электронных дневников.
- Введение пятидневной недели обучения, снижение учебной нагрузки на учащихся и постепенный «уход» от домашних заданий.
- Расширение изучения иностранных языков и латыни.
- Ведение учебного процесса на казахском языке.
- Введение новых учебных предметов.
- Переход на электронные учебники.
Характеристика основных реформ современной системы образования Казахстана
Одним из основных направлений в реформировании системы образования Казахстана является обновление содержания школьного образования. Данные новшества коснулись всех ступеней школьного обучения. Выражаются изменения в том, что педагоги используют инновационные подходы к обучению и оцениванию детей. Кроме того, главным становится на количество той информации, которую ребенок освоил, а развитие у учащихся критического мышления, способности сопоставлять и анализировать факты.
Кретериальность оценивания – это инновационный подход в определении успешности обучения учащегося.
Данная технология позволяет осуществить оценку личностных качеств ученика, определить его слабые и сильные стороны, указать те аспекты, над которыми необходимо поработать.
Кроме того, критериальность направлена на то, чтобы наглядно показать каждому ученику его знаний и умений, дать им адекватную оценку, оказать помощь в их развитии и совершенствовании. Критериальность подразумевает использование не цифр в оценке знаний и умений, а формального выражения их успешности, например: наклейки, надписи, смайлики и т.д.
Для того, чтобы родители могли отслеживать успеваемость своих детей, введена система показателей контрольного теста, которым завершается каждый изученный раздел. Это сделано для того, чтобы облегчить контроль со стороны родителей, так как им бывает сложно понять значимость того или иного знака.
Итоговая оценка за весь курс, дисциплину или предмет выставляется учащимся по итогу сложения всех оценок по тестам – это называется суммарное оценивание раздела (СОР). СОР представляет собой не оценку, а показатель, который показывает на сколько процентов учащимся был освоена дисциплина, курс или раздел.
Еще одним новшеством в современной системе образования Казахстана является снижение учебной нагрузки, введение пятидневной учебной недели и «уход» от домашних заданий.
Министерство образования Казахстана рекомендовала учебным заведениями снизить общее количество часов обучения, с целью снижения нагрузки на учащихся. Сокращение необходимо произвести за счет совершенствования существующих учебных планов. Например, пересмотру подвергся урок по физической культуре. Рекомендовано вместо двух уроков в неделю оставить только один обязательный, а второй заменить на хореографию, спортивные игры и т.д. Выбор деятельности осуществляется учащимися самостоятельно, в зависимости от их потребностей и природных наклонностей.
С целью разгрузки учащихся и предоставлению им полноценного отдыха в выходные дни Министерством образования рекомендовано ограничить количество учебных заданий, выдаваемых педагогами на дом.
Введение нового режима, предусматривающего сокращение домашних заданий, будет способствовать снижению психологической и эмоциональной нагрузки на учащихся, а также будет способствовать повышению уровня усвоения и запоминания учебного материала.
Кроме того, школам рекомендовано перейти на пятидневную учебную неделю, что позволит не только учащимся, но и педагогам полноценно отдохнуть.
Изменения касаются и постепенному введению в процесс обучения дисциплин естествознания и математического цикла, которые будут преподаваться на английском языке.
С целью направленности образования на национальную стратегию развития, Государственный Департамент образования Казахстана рекомендует постепенный переход всей системы преподавания на родной (казахский) язык. Данные рекомендации начинают внедрять со старших классов, где обучение осуществляется исключительно только на казахском языке.
Реформирование образования подразумевает значительное расширение изучаемых предметов. В настоящее время введены такие предметы как: основы жизнедеятельности, краеведение, робототехника и т.д.
Учеными в сфере образования разрабатываются учебники, учебные и методические пособия, которые могут быть воспроизведены с любого гаджета.
Таким образом, реформирование системы образования Казахстана направлено на ее модернизацию и соответствие современным требованиям со стороны общества и государства.
Новая система высшего образования в Казахстане
За годы независимого существования в Казахстане сформировалась новая система высшего образования, которая учитывает не только национальные особенности обучения, но и международные стандарты.
В современном Казахстане функционируют государственные и частные учебные заведения. Студентам предоставляется возможность получения двухступенчатого высшего образования – бакалавриат и магистратура.
Для поступления в ВУЗ необходимо успешно сдать единый вступительный экзамен (ЕНТ) и получит грант. С каждым годом количество грантов увеличивается, что открывает для молодежи перспективы получения высшего образования.
В настоящее время в ВУЗах Казахстана до сих пор сохранились слабо востребованные специальности, на которые ежегодно отмечается недобор. В связи с чем, профильным министерством было принято решение у ВУЗов лицензии на данные специальности.
Таким образом, осуществляется процесс модернизации ВУЗов, формируются конкурентоспособные профильные направления подготовки. Все это влечет за собой повышение качества преподавания в ВУЗах, качества получаемых студентами знаний и улучшению материально-технической базы образовательных учреждений.
Большое внимание уделяется и самостоятельности выполнения студентами и выпускниками творческих и отчетных работ (дипломные работы, диссертации, курсовые проекты, отчеты по практике и т.д.). Это связано с тем, что с распространением Интернета студенты все чаще прибегают к обману, который заключается в том, что они берут или покупают уже готовые чужие работы. Объем информации, помещенной в Интернет достаточно большой и очень сложно отследить «след» чужих работ. Именно поэтому разработано достаточно большое количество специальных систем проверки студенческих работ на плагиат и заимствования.
Изменения в сфере высшего образования коснулись и такой области как заочная и дистанционная форма обучения. С целью повышения уровня подготовки специалистов по данным формам обучения, разработаны новые более совершенные формы контроля знаний студентов-заочников.
В 2019 году в Казахстане был запущен пилотный проект, который предоставляет возможность выпускникам колледжей продолжать обучения в ВУЗах. При этом поступление осуществляется на новых условиях, согласно которым выпускные экзамены в колледже являются вступительными экзаменами в ВУЗ.
Немаловажное значение имеет и введение системы обучения для детей имеющих различные отклонения в развитии. Раньше особенные дети оканчивая школу, могли рассчитывать только на получение справки. Сейчас же им предоставлена возможность получения аттестата. Данный аттестат несколько иной, нежели у выпускников общеобразовательных школ.
Особенные дети получат возможность поступить в колледж, где смогут приобрести рабочую специальность. Такой подход снимает проблему нарушения прав человека в отношении детей с особыми потребностями и открывает для них перспективы социализации.