История образования Башкирии
Образование в Башкортостане – это система образовательной деятельности в регионе, основанная на совокупности заведений дошкольного воспитания, школ, профессионально-технических, средне-специальных и высших учебных заведений.
Система образования в Башкирии имеет свои исторические особенности, обусловленные религиозными верованиями жителей данного региона – исламом. Ранее, образование было тесно связано с религией. Школа была составной частью церкви и неотделима от нее. В период существования СССР система образования Башкирии была национализирована. Образование было ориентировано на ликвидацию неграмотности. Церковь и мечеть полностью потеряли свою власть над школой.
В развитии образования Башкирии можно выделить несколько этапов:
- XVI век – появление первых мусульманских школ в Башкирии. Они отражали полноценную религиозную школу ислама – медресе и были направлены на религиозное воспитание подрастающего поколения. Обучение и воспитания базировалось на исламских религиозных канонах. В школах изучались богословские законы. Наукам, практически, не уделялось внимания.
- Конец XVIII века – активное развитие мусульманских школ на территории Башкирии. Если ранее, школы существовали, в основном, в сельской местности, то теперь они стали открываться и в городах. Система образования того периода опиралась на религиозные каноны ислама. Обучение велось на восточных языках. Также, в это время появляются первые русскоязычные образовательные заведения и женские центры обучения наукам и рукоделию.
- Вторая половина XIX века – превращение Башкирии в центр мусульманского образования. Образовательный процесс стал приобретать упорядоченный характер. Внимание акцентировалось на методической базе его организации. Стали активно изучаться языки и другие науки, а также воспитываться познавательная заинтересованность.
- 1917 год – национализация образования и отрыв школы от церкви. Школа становится общенациональным достоянием. Ее посещение является доступным и обязательным для всех граждан. Происходит активная борьба с неграмотностью населения Башкирии.
- 1990 годы – по настоящее время – современный этап развития образования Башкирии. Оно основывается на ФЗ «Об образовании» и представляет собой трехуровневую систему образования: дошкольное, школьное и профессиональное образование.
Структура современной системы образования Башкирии
Современная система образования Башкирии представляет собой совокупность следующих связанных и взаимодействующих компонентов:
- Учреждения дошкольного воспитания. Они принимают детей в возрасте от одного года до шести лет. Их на территории региона функционирует порядка 1700 единиц.
- Общеобразовательные школы. Они представлены заведениями общего образования, коих насчитывается около 1500 единиц. Каждая школа реализует образовательную деятельность поэтапно: начальное, среднее и старшее школьное обучение.
- Профессиональное образование. Оно представлено сетью заведений начального и среднего проф. Образования. Они представлены колледжами и техникумами и заведениями высшего профобразования. Количество вузов на территории Башкирии представлено десятью государственными учреждениями, семнадцатью филиалами вузов России и одиннадцатью частными высшими учебными заведениями.
- Специальное образование. Сюда входят учреждения коррекционной направленности. Они функционируют в количестве 35 заведений и обеспечивают обучение и воспитание детей с разными образовательными потребностями.
Принципы национального образования Башкирии
Функционирование национального образования Республики Башкортостан опирается на следующие принципы:
- Принцип полиэтнической направленности образования. Он означает использование образования в качестве стратегии политического развития региона, создания условий для реализации полиэтнического развития социальной сферы.
- Принцип единства образования и культуры региона. Он означает создание условий для реализации образовательной деятельности, основанной на сохранении культурной идентичности народов, обеспечение защиты национальных культур региона.
- Принцип толерантности. Он означает построение образовательной деятельности, базирующейся на проявлении терпимости, уважения к разным народам и культурам, проявления уважения к культурному, национальному и религиозному многообразию региона.
- Принцип приоритетности патриотического воспитания. Патриотизм, любовь к Родине, родному краю является приоритетным направлением воспитательной деятельности образовательных заведений.
- Принцип приоритетности национального культурного развития. Он связан с ориентацией подрастающего поколения на принятие и сохранение культурных ценностей, национальных традиций, изучение родного языка и приумножение национальной культуры.
- Принцип культурологического развития. Он предполагает изучение родного и иностранных языков, знакомство м разными культурами и их особенностями, познание исторического культурного наследия своего народа и других народов.
Направления развития современной системы образования Башкирии
В настоящее время система образования Башкирии развивается по следующим ведущим направлениям:
- Сохранение этнокультурной ориентации образования;
- Совокупность мероприятий по повышению качества образовательной деятельности региона;
- Обеспечение высокого профессионального уровня педагогических кадров, непрерывное повышение их квалификации;
- Создание системы образовательных учреждений, обучение в которых ведется на родном и русском языках;
- Создание системы учебных заведений общего образования профильного типа. Предполагается обучение по предметам разного профиля, ориентированного на углубленное познание различных наук с целью профессиональной предподготовки учащихся;
- Подготовка учащихся к итоговой аттестации в виде сдачи ОГЭ и ЕГЭ на протяжении всего обучения в общеобразовательном учебном заведении.