Педагог является важным звеном педагогической системы. Он занимается профессиональной деятельностью в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения. Это говорит о значимости его личности и его профессиональной роли в современном обществе и его развитии во всех направлениях.
Роль педагога, его образ формировался в течение всего исторического периода становления педагогики и ее утверждения в качестве научной отрасли. Этот образ имел различия в разные исторические периоды.
Образ педагога в педагогике Древнего мира
Рассмотрим представления об учителе и его деятельности в древности:
- Древняя Греция. В Греции педагогами назывались люди, которые занимались уходом за детьми. Они выполняли данную роль в силу своих ограниченных физических возможностей. Уход за детьми выполняли рабы, которые были не способны ни на какую иную работу, кроме присмотра за детьми. Впервые, учитель, как профессиональный деятель, был упомянут Сократом. Он считал, что педагог может выполнять свою работу, если он не только имеет соответствующие навыки деятельности, но и постоянно их совершенствует: учится и развивается, совершенствует свое мастерство.
- Спарта. Выражение «спартанское воспитание» известно всем. Оно отражает жестокость и суровость в выборе методов и средств воспитания. Воспитание и обучение детей в Спарте было основано на насилии и жестокости. Детей готовили к войне и боевым действиям. В этой связи образ учителя сводится к жестокому, авторитетному, всевластному человеку, который подчиняет себе детей и направляет их развитие.
- Афины. Учитель в Афинах занимался обучением детей в силу своих знаний и возможностей. Программы обучения не имелось. Детей обучали любви к Родине и воспитывали граждан. При этом, образ учителя сводится к личности, наполняющей образование содержанием.
Образ педагога в эпоху Средневековья
Педагогическая мысль Средневековья сводилась к обучению и воспитанию детей в домашних условиях. Педагог выполнял роль наставника, а порой, даже няни. При этом, учитель не считался важной личностью и его деятельность совершенно не ценилась.
Образ учителя и его функциональная роль, в данный период, сводятся к следующим характеристикам:
- Неоднозначность образа и роли педагога. Она связана с тем, что педагоги не были востребованными. У них были маленькие заработные платы и найти работу было непросто. При этом их педагогические знания находились на низком уровне;
- Получение богословского образования. Педагогами, как правило, были монахи, которые получили обучение религиозной направленности;
- Выполнение учителем, в большей степени, воспитательных, нежели образовательных функций;
- Социальная незащищенность педагога. Методы и средства, применяемые в обучении и воспитании, могли одобряться или не одобряться родителями детей. Они выражали свое недовольство в любой форме: ругань, битье, увольнение;
- Активное соперничество педагогов. Оно обусловлено сложностью нахождения работы и мизерным заработком. Учителя боролись за расположение детей и родителей, за свою должность, славу;
- Простота обучения. Педагог не получал специального образования для выполнения своих профессиональных функций. Человек, знающий грамоту, владеющий основами риторики, запросто мог стать педагогом.
Таким образом, образ педагога в Средневековье представляет собой жалкую картину: низкий уровень образованности, интеллекта, низкий социальный статус, низкий заработок и низкий уровень жизни.
Образ педагога в середине XVII века
Данный период связан с утверждением педагогики в качестве научного знания. Происходит утверждение педагогики в статусе самостоятельной науки и в общественном сознании складывается определенный образ педагога.
Образ педагога в данный период характеризовался наличием у него нравственных качеств и ориентиров жизнедеятельности: как профессиональной, так и личной.
В данный период активно развиваются идеи гуманистического воспитания и развития подрастающего поколения. Они предъявляют особые требования к образу учителя:
- Любовь к детям.
- Любовь к своей профессии.
- Уважение к личности воспитанника.
- Индивидуальный подход педагога к каждому воспитаннику.
- Строгость и авторитетность в образовании и воспитании.
- Ориентация на воспитание и обучение детей в духе Православия.
Следует отметить, что акцент в ту пору делался на личностных качествах педагога. Его профессионализму, знаниям и навыкам педагогической деятельности, фактически, не уделялось внимания.
Пересмотр образа личности педагога и его роли начинается в конце XVII века. В период правления Петра I происходит изменение взглядов на образ русских педагогов и начинается активное внедрение учителей из зарубежных государств.
Происходит открытие профессиональных школ, в которых готовились профессиональные педагоги, ориентированные на выполнение своих функций в системе светского образования. Это приводит к потери силы религиозного образования и акцентированию внимания на профессиональных качествах педагогов.
Стоит отметить, что на протяжении всей истории педагогики образ педагога был неоднозначным. С одной стороны, учителями были талантливые личности, обладающими обширными знаниями и навыками, способными к воспитанию и обучению подрастающего поколения, а с другой стороны, учителя были самоучками. Они не имели должных знаний и навыков педагогической деятельности, не имели представлений об основах организации обучения и воспитания и пытались научить детей чему-то, применяя розги, наказания, принуждения. При этом, педагог всегда представлялся обществу, как мастер, который обладает определенными знаниями и навыками и может научить подрастающее поколение основам жизнедеятельности, передать им опыт жизни и деятельности предшествующих поколений.