История педагогики – это область науки, изучающая историческое развитие образовательной практики и педагогического знания в их единстве, а также во взаимосвязи с современными проблемами образования и воспитания.
История педагогики как научная дисциплина
Впервые вопросами истории педагогики ученые начинают интересоваться в начале XIX века. Примерно с этого момента история педагогики стада неотъемлемой частью педагогических наук.
История педагогики – это область науки, изучающая историческое развитие образовательной практики и педагогического знания в их единстве, а также во взаимосвязи с современными проблемами образования и педагогических наук. Состав, содержание и задачи этой отрасли знаний подвергаются изменениям в процессе развития данной области.
Эти изменения объясняются запросами общества и самой педагогической дисциплиной, общим развитием научного познания, логичностью эволюции историко-педагогического знания.
История педагогики в свою очередь ставит перед собой цель ответить на следующие вопросы:
- как происходило сотрудничество социума и педагогики в разные исторические периоды;
- к каким результатам привело это сотрудничество;
- каким образом учебные заведения в частности и педагогика в целом порождали сообщества и цивилизации
- каким образом в обществе становятся ведущими определенные культурные ценности.
Школа и образование являются одними из главных движущих элементов культурной и общественной эволюции.
Главным образом источниками исследования в истории педагогики выступают:
- образовательные нормативные документы, официальные материалы;
- учебная литература;
- исследовательские работы педагогов, педагогические журналы, газеты;
- материалы из архивов, мемуары, критика.
В истории педагогики сформировались следующие подходы к изучению педагогической теории и практики:
- философско-теоретический подход, изучает реализацию идей и учений;
- социально-педагогический подход, интерпретирует историю воспитания и развития различных типов учебных заведений с точки зрения развития социальных институтов в сфере просвещения;
- историко-культурный подход, анализирует педагогические идеи и практики воспитания как один из стимулов развития общества.
Объект истории педагогики
Определить точно объект современной мировой истории педагогики весьма непросто, так как он является многослойной и обширной категорией. Объект истории педагогики включает в себя несколько связанных друг с другом областей. Во-первых, в объект истории педагогики входит человеческая история в целом. Второй составляющей предмета истории педагогики является непосредственно воспитываемый человек, именно для него ученые разрабатывают все новые и новые педагогические идеи, и теории, написаны многочисленные труды, идут поиски наиболее эффективных подходов. Третья составляющая объекта истории педагогики - это эволюция социальных институтов, в этом же списке стоят образовательные и воспитательные структуры. Четвертая составляющая объекта данной сферы - взаимодействие материальной и духовной культуры, и последним важным элементом объекта истории педагогики является собственно усовершенствование теории и практики обучения. Таким образом, из вышеизложенного можно сделать вывод, что история педагогики является не только педагогической наукой, но и так же имеет связь с историей, антропологией, социологией, культурологией.
Так как история педагогики прямым образом связана непосредственно с самой педагогикой, объект исторически-педагогического исследования приобретает свою особенность, значимость и уникальность. Объект истории педагогики состоит в научном осмыслении генезиса педагогики, воспитания и обучения в контексте разнообразных педагогических знаний, а также в исследованиях по философии, гражданской истории, культурологии, социологии, антропологии, психологии и другими смежными науками.
Важной составляющей объекта истории педагогики является история педагогики и образования в России. Отечественную и зарубежную педагогику, с одной стороны, изучают как часть мирового исторического процесса, с другой стороны, эти дисциплины являются неповторимыми феноменами человеческой культуры. Однако следует отметить, что в России в изучении истории педагогики наибольший акцент делается на изучение именно истории отечественной педагогики. Русский этнос с его особенной культурой и педагогической мыслью формировался в самом центре Евразийское контента на протяжении множества веков. Сначала Русь, а затем Россия вбирали в себя культурное и педагогическое наследие различных цивилизаций и этносов. Формирование истории педагогики в России разладятся на несколько основных этапов развития:
- Киевская Русь;
- Московское государство;
- Российская империя;
- СССР;
- современная Россия.
Таким образом из вышесказанного напрашивается вывод, что объектом изучения истории педагогики в современном его понимании выступают закономерности развития в единстве теории и практики воспитания, образования и обучения у всех народов в разные исторические эпохи и выявление на этой основе тенденций указанных явлений в будущем.
Понимание предмета истории педагогики развивалось от узких к более широким истолкованиям эволюции педагогической теории и практики с учётом всех воспитательных воздействий, определяющих процесс социокультурного формирования человека.
Функции истории педагогики
Из объекта истории педагогической науки вытекают основные функции этой дисциплины:
- онтологическая функция заключается в уточнение той действительности, какую изучает история педагогики, иными словами педагогическую теорию и практику в процессе развития;
- гносеологическая функция заключается в уточнении способов изучения истории педагогики;
- объяснительно-оценочная функция – это понимание историко-педагогических фактов, событий, явлений и оценка их значимости в общем ходе всемирного историко-педагогического процесса;
- аксиологическая функция сводится к выявлению и описанию ценностных ориентиров, которые связаны со смыслом существования человека и общества;
- прогностическая функция сводится к прогнозированию развития теории и практики педагогики на основе закономерностей процесса педагогики во всем мире.