Дошкольное образование в России — это система воспитания, обучения и развития и оздоровления детей дошкольного возраста, т. е. детей от двух месяцев до семи лет от роду.
Задачи современных форм дошкольного образования
Услуги дошкольного образования предоставляются в соответствии с ФЗ №273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 года и иными нормативно-правовыми документами в сфере дошкольного образования.
Современная система дошкольного образования, вне зависимости от формы реализации предоставляет услуги, направленные на:
- Обеспечение охраны и сохранения здоровья детей дошкольного возраста, осуществление их полноценного и всестороннего развития посредством организации разнообразных видов деятельности.
- Обеспечение достижения каждым ребенком необходимого уровня развития, способного обеспечить его физическую и психологическую готовность к обучению к школе.
- Создание равных условий обучения, воспитания и развития для всех детей дошкольного возраста.
- Направленность на плодотворное взаимодействие образовательного учреждения с семьей воспитанника по вопросам реализации полноценного развития детей.
- Осуществление преемственности с основными общеобразовательными программами начального общего образования.
Направленность и формы вариативного дошкольного образования на современном этапе зависят от возрастных и социальных характеристик воспитанников.
Первоочередными проблемами отечественной системы дошкольного образования, в соответствии с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года», являются:
- Внедрение в образовательный процесс дошкольных образовательных учреждений современных инновационных технологий воспитания и обучения.
- Осуществление конкурсного выявления и последующей поддержки лидеров, реализующих актуальные подходы к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста.
- Решение кадровых проблем в системе дошкольного образования.
- Обновление организационных и экономических механизмов современной системы образования.
- Расширение и повышение многообразия и гибкости форм предоставления услуг системы дошкольного образования.
- Осуществление качественной предшкольной подготовки детей, поступающих в первый класс.
- Максимальное использование потенциала семьи в вопросах воспитания детей.
С целью обеспечения и гарантирования соблюдения прав по предоставлению каждому ребенку дошкольного возраста свободного доступа к получению дошкольного образования, в настоящее время Указом Президента РФ, организуются два вида дошкольных образовательных учреждений:
- Дошкольные образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность на основании образовательных стандартов и программ дошкольного образования.
- Дошкольные образовательные организации, реализующее образовательную деятельность в соответствии с требованиями, превышающими государственный образовательный стандарт по одному либо по нескольким направлениям его деятельности.
Услуги дошкольного образования условно делятся на две составляющие:
- Реализация основной образовательной программы дошкольного образования.
- Осуществление ухода и присмотра за детьми дошкольного возраста.
Кроме того, услуги дошкольного образования дифференцируются:
- По возрастным группам (младшая, средняя, старшая, подготовительная)
- По длительности предоставления услуги (полный день, сокращенный день, продленный день, круглосуточное пребывание и т.д.)
- По направленности (компенсирующие, общеобразовательные, коррекционные, оздоровительные и т.д.)
Виды новых форм дошкольного образования
Основные виды новых форм дошкольного образования на современном этапе:
- Центр игровой поддержки ребенка (ЦИПР) – направлен на осуществление психолого-педагогической деятельности, предусматривающей всестороннее развитие детей в возрасте от 6-ти мес. до 3-х лет, посредством современных методов организации активной игровой деятельности. Цель ЦИПР: осуществление подготовки детей раннего возраста к поступлению в ДОУ.
- Служба ранней помощи – предусмотрена для детей в возрасте от 2- мес. до 4-х лет, имеющих различные отклонения в развитии и не посещающих ДОУ в силу различных причин. Деятельность Службы осуществляется на основании межведомственного подхода, который включает в себя технологии и методы психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям раннего дошкольного возраста с риском нарушения в развитии. Цель Службы: оказание организованной специализированной поддержки семье, имеющей ребенка с выявленными нарушениями или с риском возможного возникновения нарушения в развитии.
- Лекотека – направлена на обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей в возрасте от 2-х мес. до 7-ми лет, имеющих различные нарушения в развитии, на фоне которых у детей отмечаются проблемы в социализации и адаптации к условиям обучения в образовательных организациях. Цель лекотеки: оказание организованной помощи родителям, имеющих детей с различными видами отклонений в социализации, всестороннем развитии детей и подготовке их к обучению в школе.
- Семейный детский сад – организуется в рамках многодетной семьи, где один из родителей выступает в качестве воспитателя. В семейный детский сад принимаются дети в возрасте от 2-х мес. до 7-ми лет. Данный детский сад прикрепляется к ДОУ, который осуществляет контроль за его деятельностью.
- Консультативный пункт – организуются для родителей, чьи дети не посещают ДОУ, с целью предоставления им необходимой консультативной помощи в сфере воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.
- Группы кратковременного пребывания – организуются при ДОУ, дети посещают детский сад неполный день. Реализуют образовательные программы дошкольного образования.