Структура нормативно-правовой базы образовательной организации
Нормативно-правовое обеспечение образовательной организации – это наличие у образовательной организации права на реализацию своей деятельности, в виде лицензии, прохождение организацией аттестации и аккредитации, имеющей подтверждение юридическими документами, определяющими организационную базу управления организацией, реализующей образовательную деятельность.
Деятельность образовательной организации регламентируется на уровне федерального законодательства, законов субъекта РФ, в чьем подчинении находится образовательное заведение, а также локальными нормативными актами.
Основным документом, регулирующим деятельность образовательной организации, определяющим ее целевое назначение и порядок функционирования является ФЗ «Об образовании РФ». Он определяет порядок и основные принципы управления образовательным учебным учреждением. Так, законом определяется, что образовательная организация осуществляет свою управленческую деятельность на основе принципов единоначалия и коллегиальности. Это означает, что процесс управления реализуется путем создания специальных органов, к которым относятся:
- Конференция работников образовательного заведения;
- Ученый или педагогический совет;
- Попечительский совет;
- Управляющий совет;
- Наблюдательный совет.
Формирование специальных органов, их количество и разновидности определяются Уставом конкретной образовательной организации, являющимся локальным нормативно-правовым актом ее функционирования.
Рисунок 1. Нормативно-правовое обеспечение образовательной организации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
По своей структуре, нормативно-правая база функционирования образовательной организации включает следующие блоки:
- Нормативные документы, регламентирующие управленческие вопросы деятельности образовательной организации. Сюда входит программа развития деятельности образовательной организации, разработанная с учетом требований ФГОС; Положение о педагогическом совете организации и иных советах, предусмотренных Уставом, Положение о советах организации и разнообразных комиссиях, Положение о Совете обучающихся (при его наличии): собрания родителей, профсоюзы; Положение о размещении информационных ресурсов, касающихся деятельности учебного учреждения: на сайте, в СМИ.
- Нормативные документы, регламентирующие реализацию образовательного процесса. Они включают Положения о правилах приема в образовательную организацию, порядок прохождения промежуточных и итоговых аттестаций; Положение о правилах перевода, восстановления и отчисления учащегося из учебного учреждения; порядок и основания для прерывания образовательных договоров между организацией и учащимися, их родителями и иными социальными институтами.
- Нормативная документация, определяющая порядок функционирования и деятельность кадров. Сюда входят нормативные акты, определяющие правила и порядок прохождения педагогами аттестации, Положение об аттестации сотрудников непедагогического состава, правила формирования аттестационных комиссий, Положение о методической деятельности образовательной организации, порядок реализации педагогом инновационного образовательного процесса, экспериментальной и исследовательской деятельности, Положение о педагогическом консилиуме образовательной организации, правила мониторинга и оценки психодиагностических параметров деятельности в организации.
- Нормативные акты, регулирующие программно-методическую работу образовательной организации. Они включают порядок разработки и утверждения образовательной программы, рабочих программ педагогов по основной образовательной программе и внеурочной деятельности.
Деятельность образовательной организации по нормативно-правовому обеспечению внедрения федеральных стандартов
Современная система образования функционирует на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Они включают в себя обязательные требования, предъявляемые к разным уровням образовательной системы, к порядку функционирования разных образовательных структур.
Деятельность образовательной организации по нормативно-правовому обеспечению внедрения ФГОС реализуется по следующим направлениям:
- Проектирование образовательной программы деятельности организации и создание всех условий, необходимых для ее продуктивной реализации;
- Разработка локальных нормативных актов деятельности образовательной организации, отражающих реализацию работы, утвержденные в ее Уставе;
- Построение внутриведомственного и межведомственного взаимодействия в части вопросов соблюдения требований ФГОС;
- Заключение договоров об образовании, отражающих правила оказания организацией образовательных услуг, права и обязанности сторон, имеющих трехстороннюю направленность.
Нормативно-правовое обеспечение образовательной организации должно обеспечивать следующие условия внедрения и продуктивной реализации ФГОС в образовательный процесс:
- Принятие нового локального акта или пересмотр имеющегося в части применения информационных технологий, использование экономических ресурсов и финансовых механизмов, обновления содержания образовательной программы, привлечения родителей в деятельности организации.
- Принятие новых или пересмотр существующих локальных актов организации, касающихся вопросов ее взаимодействия с другими институтами в образовательной сфере. Сюда относятся учреждения дополнительного образования, а также волонтерские движения, участие детей в преобразовании социальной сферы, не относящейся к данной организации образования.
- Разработка специальной документации образовательной организации, касающиеся применения современного технологичного оборудования в образовательном пространстве, проведение самостоятельной работы учащихся с поддержкой педагогов, реализации плановых направлений деятельности и освоение программы образования.
- Регламентирование кадровой политики образовательной организации. Предполагается разрешение вопросов кадрового обеспечения деятельности организации и разработка должных инструкций педагогов.