Информационные технологии
Информационные технологии (ИТ) – это совокупность процессов, а также методов поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации.
Благодаря современным технологиям и телекоммуникации может быть изменен характер организации учебно-воспитательной деятельности, происходит полное погружение обучаемого в информационно-образовательную среду, повышается качество образования, мотивирование процессов восприятия информации и получения знаний.
Новыми информационными технологиями создается среда компьютерной и телекоммуникационной поддержки процессов организации и управления разных областей деятельности, включая науку и образование. Информационные технологии интегрируются в образовательные программы на каждом уровне: школа, вуз и послевузовское обучение.
Характерной чертой российского образования выступает процесс постоянного совершенствования учебно-воспитательной работы наравне с процессами развития и перестройки общества, а также создание целостной системы непрерывного образования.
Реформы школы, осуществляемые в России, направлены на то, чтобы привести содержание образования в соответствие современному уровню научного знания, па также на повышение эффективности всей учебно-воспитательной работы и подготовку учеников к деятельности в условиях перехода к информационному обществу. В связи с этим информационные технологии превратились в неотъемлемый компонент содержания обучения, средство оптимизации и повышения эффективности учебной деятельности, а также инструмент реализации принципов развивающего обучения.
Направления использования ИТ в образовании
К основным направлениями применения информационных технологий в образовании относят:
- разработку педагогических программных средств разного назначения;
- разработку учебных сайтов и программ;
- разработку методических и дидактических материалов;
- осуществление управления реальными объектами, то есть учебными ботами;
- организацию и проведение компьютерных экспериментов с виртуальными моделями;
- осуществление целенаправленного поиска информации разных форм в глобальных и локальных сетях, ее сбор, накопление, хранение, обработка и передача;
- обработку результатов эксперимента;
- организацию интеллектуального досуга учеников.
Наиболее широко сегодня используют интегрированные уроки с использованием средств мультимедиа. Обучающие презентации стали неотъемлемой частью обучения, и представляют наиболее простой пример использования информационных технологий.
В последнее время учителями создаются и внедряются авторские педагогические программные средства, отражающие определенные предметные области, в определенной мере реализующие технологии их изучения, обеспечивающие условия осуществления разных видов учебной деятельности. Типы педагогических программных средств, используемых в образовании, крайне разнообразны, в их число входят программы:
- обучающие;
- тренажерные;
- диагностирующие;
- контролирующие;
- моделирующие;
- игровые.
В учебном процессе высшего учебного заведения изучение информационных технологий осуществляется на нескольких уровнях:
- информационные технологии – инструмент образования и познания;
- информационные технологии в профессиональной деятельности, с рассмотрением их теории, компонентов и методики;
- прикладные информационные технологии, ориентированные на специальность и предназначенные для организации и управления конкретной профессиональной деятельности, что изучают в дисциплинах специализаций.
Современный учитель и педагог дополнительного образования, методист и научный работник должны уметь принимать обоснованные решения, основанные на информационных потоках, а студент, помимо традиционных знаний, должен знать порядок обработки данных и владеть навыками построения информационных систем.
Методические материалы, обучающие применению информационных технологий в образовательной и научной деятельности, широко представлены как в печатных материалах, так и в электронных материалах, а также сопровождаются разнообразными приложениями и прикладными программами. Разобраться с этим самостоятельно достаточно сложно. В этом поможет квалифицированный специалист-преподаватель, который не только организует самостоятельную работу студентов, но и при ограниченном времени, необходимым для изучения дисциплины, может помочь выбрать наиболее значимые аспекты для изучения.
На сегодняшний день педагоги, преследующие такого рода цель, разрабатывают авторские педагогические программные средства, которые реализуются в мультимедийной и гипермедийной форме на различных носителях и сайтах для общего доступа в интернете.
Послевузовское образование в современном мире также ориентируется на внедрение информационных технологий: в структуру учебных планов аспирантов и соискателей многих научных направление включены дисциплины, которые предполагают изучение и внедрение информационных технологий в научную и профессиональную деятельность.
Так, во многих вузах сейчас студенты изучают дисциплину под названием «Информационные технологии в науке и образовании», начиная уже с первого и второго курсов. Цель этого курса – помочь слушателям освоить основные методы и средства применения современных информационных технологий в научно-исследовательской и образовательной деятельности, повысить уровень знаний начинающего ученого в сфере применения компьютерных технологий или провести научный эксперимент, организовать помощь студенту в его научных исследованиях, оформлении статей, тезисов и докладов.
Повышение уровня информационно-технической подготовки учащихся, увеличение числа и расширение спектра разнообразия авторских педагогических программных средств, использование новых информационных технологий в науке и образовании вообще, представляют одно из основных направлений совершенствования среднего специального и высшего образования в нашей стране.