Сущность и значение научно-исследовательской практики
Научно-исследовательская практика – это форма обучения, ориентированная на подготовку к научной работе и педагогической деятельности по определенному направлению.
Научно-исследовательская практика предполагает выбор студентом аспирантуры конкретной темы исследования, которую необходимо раскрыть в своей научной работе и защитить ее. Для этого ему необходимо провести исследования и сделать собственные выводы, прийти к каким-то умозаключениям. В этом и состоит суть научно-исследовательской деятельности и практической подготовки студента аспирантуры.
Научно-исследовательская практика ориентирована на решение ряда важных образовательных задач на стадии получения высшего образования и защиты докторской диссертации. К ним относятся:
- Освоение методов научного познания;
- Закрепление знаний в профессиональном направлении;
- Углубление приемов профессионального мышления;
- Развитие навыков использования психолого-педагогических методов познания и их применение для получения необходимой системы знаний и навыков;
- Освоение практических способов решения профессиональных задач и задач познания;
- Применение научно-исследовательских направлений деятельности к изучению определенной информационной области;
- Систематизация научно-исследовательской деятельности в области организации обучения и профессиональной подготовки;
- Освоение вариантов проведения эмпирического исследования;
- Знакомство со стадиями научно-исследовательской работы;
- Ознакомление с комплексным подходом исследования;
- Освоение методов исследований, работы с информационными ресурсами и способами представления результатов исследования;
- Развитие потребности в представлении итогов своей исследовательской деятельности и научных достижений;
- Стимулирование к результативной научно-исследовательской деятельности т.е. совершению научных открытий и разработок и их представление научному сообществу и всем заинтересованным лицам.
Научно-исследовательская практика проводится на уровне обучения в магистратуре или аспирантуре. Оба этих обучения связаны с написанием научно-исследовательской работы. Поэтому, в основе обучения лежит научно-исследовательская практическая деятельность, которая помогает познать основы исследовательской деятельности и формировании верных выводов, формируемых на основе проведенной работы.
Содержание научно-исследовательской практики
В ходе проведения научной и исследовательской деятельности студенты аспирантуры и магистратуры осваивают следующие аспекты деятельности:
- Лабораторная база научно-исследовательской части работы учебного заведения;
- Формирование плана работы по научно-исследовательской практике: основы его составления, соответствие тематике исследования, выбор литературы;
- Ознакомление с методами исследовательской деятельности;
- Выбор конкретных методов собственного исследования и их практическое освоение;
- Освоение экспериментальной части научно-исследовательской работы;
- Обработка результатов экспериментальных исследований;
- Ознакомление со способами представления результатов экспериментальной деятельности;
- Формирование отчета по научно-исследовательской практике;
- Представление итогов исследовательской деятельности на научных семинарах кафедры и иных научных конференциях;
- Создание научных статей, основанных на итогах исследовательской деятельности;
- Освоение методов научно-исследовательской деятельности в конкретной области исследования и обоснование актуальности их применения в текущих условиях деятельности и обстоятельствах.
Рисунок 1. Научно-исследовательская практика. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Стадии научно-исследовательской практики
Научно-исследовательская практика реализуется в течении трех основных стадий:
- Подготовительная стадия. На этой стадии студент готовится к научной работе и практической деятельности, связанной с защитой своей выпускной работы. Первоначально выбирается тема исследования. Она утверждается и формируется студентом в виде плана, в котором отражаются все теоретические аспекты и направления практической исследовательской деятельности. После утверждения плана работы студента руководителем осуществляется постановка целей и задач научного исследования, определяется объект исследования и обосновывается его актуальность и научность, новизна и практическая актуальность исследования. Здесь же, важно указать методы исследования и инструментарий, планируемый для применения в его ходе. Кроме того, студент должен обосновать проблему исследования и ее значимость в текущих социально-экономических реалиях.
- Основная стадия. Она связана с проведением исследовательской работы. Исследование начинается с ознакомления и сбора информации по нему. Необходимо изучить все источники, которые затрагивают данную тему исследования. Причем, они должны быть актуальными в данный временной момент. Недопустимо рассматривать информацию десятилетней давности. Она неактуальна в текущих социально-экономических реалиях. Студенту предстоит познакомиться с разработками ученых по данному направлению деятельности и их применимости к его текущему исследованию. Далее, проводится самостоятельное исследование студентом, с применением избранных методов и средств. Исследование должно сопровождаться ведением дневника исследования, в котором фиксируются все важные моменты и значимые обстоятельства.
- Заключительная стадия. Она связана с подведением итогов исследования и составлением по нему отчетной документации. Научно-исследовательская практика завершается написанием отчета, в котором отражаются все значимые моменты исследования и принятые решения, а также актуальность исследования и его итогов в области решения проблемы, затронутой в теме исследования. В отчете необходимо описать методы исследования и обработки данных, которые применяются в качестве способов решения поставленной проблемы.