Механизмы и проявления нарушений речи при ДЦП
ДЦП (детский церебральный паралич) – это понятие, объединяющее группу хронических непрогрессирующих симптомокомплексов двигательных нарушений, вторичных относительно поражений или аномалий головного мозга, возникших в перинатальном (дородовом) периоде.
План смыслового формирования – это определение того, что и в какой последовательности следует говорить. План языкового оформления – это определение того, какие лексико-грамматические конструкции следует выбирать для оформления своего высказывания.
Речевые нарушения отмечены у 80% детей с ДЦП, это связано с поражением различных структур головного мозга, при этом они могут иметь практически любое речевое нарушение, известное в логопедической практике.
Основа речевых нарушений при ДЦП – не только повреждение определенных структур головного мозга, но и более позднее образование либо недоразвитие тех частей коры головного мозга, которым отведено первостепенное значение в речевой и психической деятельности.
Выявлена некоторая взаимосвязь между тяжестью нарушений артикуляторной подвижности и тяжестью нарушения функций рук. Наиболее выражены нарушения артикуляторной моторики у детей, имеющих значительные нарушения функционирования верхних конечностей.
Большая роль в развитии расстройств речи при ДЦП отведена тому факту, что такие дети имеют мало практического и жизненного опыта, так как общаются с очень ограниченным кругом лиц.
В раннем возрасте у детей с ДЦП медленно идет накопление активного словаря. Пассивная лексика обычно значительно активнее. Связь между словом, объектом и действием формируется с затруднением. Зачастую отмечается недифференцированное использование слов. Существует также задержка в развитии мелодично-интонационной стороны речи. И в целом, речевая активность детей низкая.
Часто при ДЦП отмечается нарушение формирования грамматической системы речи, которые часто вызывают ряд лексических нарушений. Грамматические формы и категории изучаются крайне медленно и с большими затруднениями, что связано с ограничением речевого общения, нарушением слухового восприятия, внимания и низкой речевой активностью, а также недоразвитием познавательной деятельности. Детям трудно составлять предложения, использовать правильные окончания, выстраивать слова в нужном порядке, часто предложения остаются незаконченными, а одно и тоже слово может многократно повторяться.
Методы изучения нарушений смыслового программирования и языкового оформления речи у детей с ДЦП
Диагностика на современном этапе должна проводиться опираясь на несколько принципов, которые описали в своих трудах ведущие специалисты – Левина Р.Е., Выготский Л.С., Забрамная С.Д.
Качественный анализ результатов диагностического исследования включает следующий ряд параметров:
- способы ориентирования в условии задания и способы его выполнения;
- соответствие действий ребенка условиям задания и характеру экспериментального материала и инструкции;
- продуктивное использование помощи экспериментатора;
- отношение к результатам собственной деятельности, критичность к оценке собственных достижений.
Качественным анализом результатов диагностики не исключается количественная оценка результатов исследования.
Дубовская В.А. выделила следующие компоненты речи, которые могут быть нарушены у детей с ДЦП:
- языковой компонент – возможность внутреннего программирования речи, формирование смысловой адекватности высказывания и лексико-грамматического оформления, а также фонетико-фонематической организации речи;
- когнитивный компонент, состоящий из внимания, мышления и памяти;
- коммуникативный компонент – умение контактировать, формулировать и задавать вопросы, давать ответы на вопросы, использовать речевой этикет, понимать эмоциональное состояние человека.
Методическая основа логопедической работы, направленной на совершенствование смыслового программирования и языкового оформления связных высказываний – труды таких специалистов, как Алексеева М.М., Яшина В.И., Чулкова А.В., Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В., Дьяченко Н.И., Гускова Н.Ф.
Основа коррекционных занятий – концепция о возникновении и развитии речи в процессе непосредственного общения, а также психолингвистическое положение о порождении речевого высказывания и представления о структурно-функциональной организации диалогической речи.
Проблематика развития диалогической речи – одна из актуальных в логопедической теории и практике, так как речь является средством общения и орудием мышления, возникая и развиваясь в процессе общения.
Основной тип речевой деятельности, в котором проявляется корректность смыслового программирования и языкового оформления высказывания – диалогическая речь.
Структурная единица диалога – элементарный акт речевого общения, состоящий из нескольких реплик, которые должны быть грамотно выстроены для правильного и эффективного общения.
Психологи считают, что диалог является одним из проявлений коммуникативной функции языка.
Психолингвисты уверены, что процесс порождения языкового высказывания состоит из нескольких взаимосвязанных между собой этапов или фаз, а при выпаде одной из них возникает нарушение целостного речевого высказывания.
Отдельные специалисты, например, Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В., Данилова Л.А., считали, что в сложной структуре речевых нарушений у детей с ДЦП значительное место отводится дизартрии, которая составляет почти 80% от всех типов нарушений.
Практически все дети с ДЦП страдают двигательными нарушениями, расстройствами эмоционально-волевой сферы, познавательной, а также высших психических функций.