Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методика, организация и проведение групповых дел по Н.Е. Щурковой

Понятие организации группового дела

Определение 1

Организация группового дела - это одна из самых эффективных форм работы педагога с учащимися, подразумевающая работу коллектива детей, активизирующего свою деятельность под руководством учителя.

Одной из важнейших закономерностей воспитания является всестороннее и полноценное развитие личности ребенка в рамках коллектива. Значимость этой теории обусловлена двумя аспектами.

Первый аспект – определяется актуальной целью воспитания посредством развития личности в духе коллективизма, а также через формирование товарищеских качеств. Реализация аспекта подразумевает создание таких условий, при которых воспитание ребенка будет проходить в духовно и общественно здоровом коллективе.

Второй аспект находится во взаимосвязи с воспитанием, ограниченным индивидуальным воздействием педагога на учащихся. Подкрепление аспекта осуществляется разнообразием действия коллектива, обеспечивающим свободу и безопасность личности учащегося, посредством нравственно-эстетических взаимоотношений внутри него. Именно поэтому перед каждым педагогом стоит задача по созданию сплоченного и крепкого коллектива. Для этого ему необходимо уметь находить «общий язык» с детьми, выявлять их творческие способности и стремления, и направлять их в нужное русло.

Формы групповой деятельности значительно отличаются от иных форм воспитательной работы. Отличие состоит в характере постановки задач воспитания учащихся и получения ими необходимого практического опыта. В процессе данной деятельности педагог ставит перед учащимися задачи ненавязчиво. Это необходимо для того, чтобы ученики могли самостоятельно или совместно с педагогом их определить, а затем под его руководством осуществить решение, посредством полученных ранее знаний и умений.

«Методика, организация и проведение групповых дел по Н.Е. Щурковой» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Замечание 1

Основа группового дела – это совместная работа всех членов коллектива (детей и педагогов).

Совместная работа подразумевает постановку цели, определение задач, подготовку, проведение и оценку работы, использование всеми участниками знаний, умений и навыков для общей пользы. Каждый из этапов совместной работы направлен на поиск оптимального решения, путей и методов осуществления деятельности всеми членами коллектива или группы.

Воспитательная задача группового дела заключается в формировании стойких положительных отношений ребенка к самому себе, собственному «Я», своему положению в обществе и окружающим людям.

Концепция Н. Е. Щурковой

Замечание 2

Надежда Егоровна Щуркова – доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Московского института открытого образования.

Н. Е. Щуркова разработала авторскую воспитательную методику, направленную на воспитание личности, которая способна самостоятельно «строить» собственную жизнь, быть достойным членом общества и гражданином.

Замечание 3

Основой методики Н. Е. Щурковой являются красота, доброта и истина.

Фундамент воспитания в методике Н. Е. Щурковой – это взгляд на процесс воспитания с точки зрения общечеловеческой культуры, а также конкретное педагогическое представление о структуре воспитательного процесса, его значимости в формировании личности ребенка, усвоения им окружающего мира, установления взаимоотношений с окружающими.

Н. Е. Щурковой была разработана и апробирована на практике система творческих заданий, состоящая из разнообразных форм воспитательной работы, основной целью которой является становление личности, обладающей способностями стратегического развития личной жизни.

В настоящее время большинство школ выдвигают к педагогу лишь одно требования – быть качественным транслятором знаний. При этом зачастую игнорируется продвижение его функции как воспитателя. Это приводит к снижению уровня воспитанности учащихся, проявлению с их стороны агрессии, хамства и озлобленности. Н.Е. Щурковой предлагаются такие формы групповой деятельности, которые основаны на духовных и нравственных началах, оказывающих положительное влияние на личность ребенка. Данная деятельность осуществляется в рамках внеклассных воспитательных мероприятий, которые имеют характер духовной работы.

Специфика методики

Специфика методики Н. Е. Щурковой заключается в том, что она предполагает проведение таких форм групповых дел, которые интересны методически, не требуют для проведения какой-либо сложной подготовки, но при этом направлены на сплочение ученического коллектива. Для этого были разработаны 30 форм групповой работы, которые Н. Е. Щуркова представила в своем труде «Собрание пестрых дел», вышедшем в свет в 1994 году. Данный методический материал оказывает педагогу значительную помощь в проведении разноплановых учебных занятий и классных часов, организуемых педагогом в течение года.

Групповые дела по Щурковой направлены на развитие у детей интереса к окружающим. Это связано с тем, что организуемые мероприятия увлекают детей, они попадают в нескольку другую атмосферу, нежели атмосфера учебного занятия. В результате чего создаётся мощное психологическое поле, при попадании в которое ребенок получает колоссальные эмоции и чувственные переживания. Происходит укрепление дружеских связей между детьми, формируется чувство коллектива, взаимной ответственности и поддержки.

Методика организации и проведения групповых дел по Н.Е. Щурковой осуществляется в несколько этапов:

  1. Предварительное планирование и формирование у детей мотивации на предстоящую деятельность.
  2. Психологический настрой учащихся, осуществляемый за счет вступительного слова или приветствия.
  3. Содержательное включение в основную деятельность.

Все занятия, которые проводятся по методике Н. Е. Щурковой, организуются с опорой на познание учащимися окружающего мира с помощью педагога. В процессе познания учащиеся не только познают мир, но и учатся приспосабливаться к нему и взаимодействовать с ним.

Педагогическая деятельность многогранна и требует значительных сил от педагога. Использование игровых форм, предложенных Н. Е. Щурковой, значительно ее облегчают и обогащают. Процесс обучения становится интересным и привлекательным для учащихся.

Замечание 4

В настоящее время, методика Н.Е. Щурковой широко практикуется в общеобразовательных школах и воспитательных центрах.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 19.09.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot