Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это дефекты речи, характеризующиеся нарушением всех ее сторон, высокой степенью тяжести их проявления и нарушением функционирования сенсорных, интеллектуальных и волевых сфер организма.
Рисунок 1. Психолого-педагогическая характеристика детей с ТНР. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Дети с тяжелыми речевыми нарушениями имеют особенности в развитии психических процессов организма, которые оказывают воздействие на их развитие, социализацию и обучение. ТНР нуждаются в обязательной коррекции, чтобы нарушения не повлияли на развитие ребенка или, хотя бы, позволило сделать этот процесс менее затруднительным.
Особенности речевой деятельности детей с ТНР
Тяжелые речевые дефекты связаны с нарушениями в развитии мыслительных процессов, моторных функций и психической деятельности организма. Если у ребенка имеется речевой дефект, проявляющийся в острой, тяжелой форме, то это оказывает воздействие и на другие направления развития и процессы организма.
К особенностям развития речевой деятельности у детей с ТНР можно отнести следующие:
- Продуктивность запоминания находится на низком уровне;
- Неустойчивое внимание и нарушение восприятия;
- Сложности со словесно-логическим мышлением, проведением анализа, сравнения и обобщения;
- Недоразвитие мелкой моторики;
- Невозможность выполнять задания по инструкции, произнесенной словесно: ребенок с трудом воспринимает устную речь;
- Нарушения эмоциональной лексики ребенка;
- Нарушение эмоционально-волевой сферы деятельности организма;
- Общее недоразвитие речи, связанное с неврологическими нарушениями и психопатологическими синдромами.
Необходимость развития эмотивной лексики у дошкольников с ТНР
Эмотивная лексика – это совокупность слов и выражений, которые отражают проявление эмоций человека.
Эмотивная лексика выражает проявление чувств и эмоций в речи. Если эмоциональность отражает свойство, которое присуще каждому человеку, то эмотивность отражает свойства речи, отдельного текста, фразы. В каждой произнесенной фразе отражается какая-то эмоция.
Эмотивная лексика отражает:
- Эмоциональное состояние субъекта т.е. человек зол, суров, чувствителен;
- Эмоциональное отношение субъекта к другим субъектам или объектам: любит, ненавидит, обожает, жалеет, симпатизирует;
- Эмоциональную характеристику субъекта: гордец, дурак, малыш.
Эмотивная лексика играет важную роль в развитии нравственности и эмоциональной сферы личности. Владение ребенком эмотивной лексики является условием его социального развития и внедрения в социальную среду. В этой связи, в дошкольном возрасте необходимо уделить внимание развитию этой стороны речи, чтобы подготовить ребенка к этапу его обучения в школе.
Если у ребенка имеются тяжелые речевые патологии, то эмотивная лексика имеет определенные нарушения. Поскольку, ребенок с ТНР сталкивается с проблемами с восприятием и памятью, то проявление эмоций в речи может быть затруднено в силу неверного восприятия объектов окружающего мира или, неспособности отыскать в своем словаре слова, отражающего эмоциональное отношение к тому или иному субъекту или ситуации.
Чтобы успешно внедриться в социальную сферу, построить коммуникативные связи и взаимоотношения с другими членами общества, ребенок должен овладеть эмотивной лексикой. Она необходима и для интеллектуального развития, и для формирования мотивации к познанию.
Этапы коррекционной работы по развитию эмотивной лексики у дошкольников с ТНР
Коррекционная работа, ориентированная на развитие эмотивной лексики у дошкольников с ТНР реализуется на основе разработки специальных программ, нацеленных на обогащение словарного запаса ребенка эмоциональным компонентом, лексическими формами языка, отражающими различные эмоциональные состояния и отношения.
Чтобы реализовать цель коррекционной программы, в ней предполагается решить ряд задач:
- Исследование эмоциональных состояний, которые присущи ребенку дошкольного возраста при наличии у него ТНР;
- Формирование невербальных навыков общения: мимических жестов, пантомимики;
- Развитие умений находить синонимы и антонимы к словам, отражающим эмоции;
- Развитие навыков применения эмотивной лексики в связной речи и ее расширение лексическими единицами языка.
Реализация коррекционной программы проходит в три этапа:
- Подготовительный этап. Дети обучаются верному восприятию эмоций и чувств. Для этого ведется работа по изучению эмоциональных состояний, их осознанному восприятию и уточнению. Далее, необходимо подготовить ребенка к усвоению эмотивной лексики. Как правило, работа ведется постепенно: сначала выбирается несколько эмоциональных состояний, чувств, близких для ребенка данной возрастной категории, к которым подбираются синонимы, антонимы, омонимы.
- Основной этап. Он ориентирован на обогащение словарного запаса ребенка эмотивной лексикой, развитие умений формировать выразительные высказывания в связной речи. Также, дети учатся строить речевые коммуникации и знакомятся с паралингвистическими средствами общения. Коррекционная работа основного этапа сводится к развитию у ребенка с ТНР навыков различия эмоций по наглядным изображениям, схемам, умения передать необходимое эмоциональное состояние, посредством невербальных средств, формированию правильного восприятия эмоций и чувств другого человека. Далее, происходит применение разнообразных приемов, помогающих ребенку использовать эмотивную лексику в связной речи: словосочетаниях, фразах, предложениях. Для закрепления данных навыков необходимо мотивировать ребенка к формированию самостоятельного эмоционального высказывания.
- Заключительный этап. Он ориентирован на закрепление усвоенных знаний и навыков эмотивной речи и построения эмотивных высказываний. Для этого применяются игровые приемы, позволяющие проявить свои чувства и эмоции: театральные игры, сюжетно-ролевые. Кроме того, для закрепления эмотивного лексического словаря применяются более сложные задания и упражнения на подбор синонимов и антонимов к эмотивной лексике.