Афазия – это нарушение функционирования речевых процессов, которые ранее были полноценными, вызывающее неспособность восприятия речи на слух, полной или частичной потери произносительных навыков.
Афазия является следствием поражения коры головного мозга и той его части, которая отвечает за работу речевого аппарата. Данные поражения возникают из-за перенесенных черепно-мозговых травм, инсультов, поражений центральной нервной системы, воспалительных процессов, опухолей головного мозга.
Данные поражения оказывают воздействие не только на речевой аппарат, но и на психику, функционирование психических процессов, лежащих в основе формирования полноценной речи.
Неречевыми отклонениями при афазии являются:
- Нарушения в работе моторных функций;
- Отсутствие координации движений;
- Заторможенность и вялость деятельности;
- Нарушение восприятия образов объектов;
- Сложности с переключением внимания между видами деятельности;
- Замедленное развитие внимания, памяти, воображения, мышления;
- Нарушение сенсомоторного восприятия.
Принципы коррекционной работы по устранению нарушений неречевых психических процессов
Восстановление функционирования психических процессов при афазии является важным этапом коррекционной работы.
Неречевые поражения возникают тогда, когда оказываются поражены те участки коры головного мозга, которые отвечают за функционирование психических процессов.
Работа по их коррекции ведется с опорой на следующие принципы:
- Принцип поэтапности коррекции. Он означает, что коррекционные упражнения носят последовательный характер. Коррекция должна способствовать становлению психических функций в той последовательности, которая обеспечивает нормальное полноценное функционирование психических процессов, потерпевших поражение.
- Принцип системности коррекционной терапии. Коррекция не может быть проведена однократно или периодически. Важно, обеспечить связь всех этапов работы и всех процедур. Коррекция должна представлять собой регулярную работу, каждый этап который связан с предыдущим и последующими.
- Принцип дифференцированности. Он предполагает вариативность методов коррекционной работы. Могут использоваться разные приемы коррекции, отвечающие ее целевому назначению и способствующие стабилизации работы психических функций.
- Принцип опоры на сохранные анализаторы. Он означает опора на те функции головного мозга, на те процессы, которые не пострадали при его повреждении. Это может быть речевая деятельность. В частности, те ее аспекты, у которых не имеется ярко выраженных нарушений. Опора идет на невербальные ситуации и невербальные понятия.
Неречевая восстановительная терапия лежит в основе коррекции речевых нарушений, существующих при афазии разной формы. Независимо от нарушения речи и особенностей его проявления, предварительная неречевая коррекция обязательно проводится, поскольку, она способствует полноценному формированию речи и ее планомерному развитию.
Рисунок 1. Принципы коррекционной работы по устранению нарушений неречевых психических процессов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Работа по восстановлению образа предметов
Нарушение восприятия объектов окружающего мира, образа предметов является характерным признаком дисфункции психических процессов при афазии. Если человек неверно воспринимает визуальный образ объекта, то естественно, это говорит о нарушении у него предметного образа объектов, что приводит и речевым дисфункциям.
Работа по восстановлению образа предметов основывается на следующих методах:
- Проведение сравнения образов объектов одной группы. Для этого, применяются картинки с изображениями объектов или используются их реальные образцы. Это может быть: чашка и стакан, кролик и обезьяна, тетрадь и альбом и т.д.;
- Выбор объектов из группы. Предлагаются разнородные объекты и требуется выбрать из них объекты, отвечающие каким-то признакам. Например, выбор животных или посуды;
- Идентификация объекта. Она ориентирована на определение объекта и группы к которой он относится. Используется прием показа одинаковых изображений, но представленных по-разному. Например, разные модели чашек, чайников. Необходимо определить, что это за объекты, разные они или одинаковые, выделить их общие и отличительные признаки;
- Работа по фиксации образа объекта. Она предполагает срисовывание предметов и их рисование по памяти;
- Закрепление в памяти слов, обозначающих какой-то предмет. Используется прием смыслового обыгрывания, чтобы автоматизировать слова-наименования;
- Сбор объектов по отдельным частям. Это прием конструирования. Он связан со сбором объекта из предложенных деталей. Объекты могут собираться по названию или по характерным признакам;
- Словесный метод работы. Он ориентирован на идентификацию объекта по словесному описанию, при этом используются загадки ребусы, дается описание признаков объекта и его функциональной роли.
Таким образом, формирование предметного образа включает в себя последовательное освоение признаков объекта, их сравнение и выделение в группе других объектов и различие по словесному описанию. Последнее, доступно только при сохранном фонематическом восприятии.
Работа по восстановлению сенсомоторных функций
Здесь используются методы, ориентированные на различение объектов по цветам и формам. К ним относятся:
- Раскрашивание объектов по образцу. Дается образец раскрашивания объектов с соблюдением цветовой гаммы. Каждый объект представляет собой совокупность деталей разной формы и размера. Каждая форма имеет свой цвет;
- Обыгрывание цветовой гаммы. Для этого используется прием вербальных ассоциаций, даются наглядные демонстрации объектов одного цвета в разных гаммах;
- Рисование по контуру. Оно ориентировано на прорисовывание контуров объектов разных форм и размеров;
- Поиск цвета. Даются объекты или их изображения в разных цветах. Необходимо отыскать объект конкретного цвета. Можно, также, добавить поиск объекта по цвету и форме, размеру;
- Построение цветовой гаммы. Для этого используется прием рисования объектов с плавным переходом оттенков. Можно нарисовать траву, используя разные оттенки зеленого или осенний листопад с разными оттенками желтых листьев и т.д.