Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Наглядные методы обучения

Определение 1

Наглядные методы обучения — это методы обучения, вносящие в методику преподавания разнообразие, способствующие повышению продуктивности учебного занятия, оказывающие положительное влияние на развитие наблюдательности, наглядно-образного мышления, зрительной памяти и внимания.

Наглядные методы обучения направлены на осуществление одного из дидактических принципов обучения – принципа наглядности.

Основной задачей наглядных методов обучения является наглядно-чувственное ознакомление учащихся с процессами, явлениями и предметами в их естественной среде или посредством символьного отражения (схемы, модели, репродукции и т.д.).

Выделяют следующие основные виды наглядных методов обучения:

  • наблюдения,
  • иллюстрации,
  • демонстрации.

Наблюдение

Определение 2

Метод наблюдения – это процесс целенаправленного восприятия предметов и явлений окружающей действительности.

Данный метод достаточно затратный и сложный в организации. Однако он является одним из необходимых элементов в формировании у учащихся точных представлений, необходимых для операции обобщения.

От уровня сформированности у учащихся навыков наблюдения, зависит эффективность восприятия наглядностей. Именно поэтому необходимо начинать с самого раннего возраста формировать у детей умение концентрировать внимание, находить и отмечать важные элементы в целом, размышлять над увиденным и высказывать свои мысли. Все это достигается посредством демонстрации детям, еще в детском саду, разнообразных иллюстраций, картинок и презентаций. Совместный с воспитателем просмотр и обсуждение, развивают у детей навыки наблюдения.

Замечание 1

Таким образом, наблюдение можно охарактеризовать, как умение сосредотачиваться на явлениях окружающего мира, выделять основные элементы из общего, делать умозаключения и т.д.

«Наглядные методы обучения » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Метод наблюдения имеет ключевое значение в процессе формирования у детей полноценной картины окружающей действительности, понимания тех или иных процессов и явления, а также оказывает положительное влияние на развитие восприятия, памяти, мышления и воображения.

Иллюстрации

Определение 3

Метод иллюстрации направлен на то, чтобы показать различные объекты, процессы и явления в их естественной форме и среде.

Допустим показ не только в рамках естественного существования объектов и явления, но и посредством их изображения. Например, достаточно сложно показать молнию в естественном виде, в этом случае ее можно показать с помощью иллюстраций, презентации или видео.

Основным средством иллюстрации является школьная или интерактивная доска. На них можно осуществить запись, нарисовать схему, изобразить последовательность действий и т.д. Кроме того, в качестве иллюстраций можно использовать различные иллюстративные пособия (картинки, таблицы, схемы, карты, чертежи, диаграммы и т.д.).

Использование иллюстративного метода требует соблюдения ряда правил:

  1. Все наглядные иллюстративные материалы должны соответствовать возрасту детей, то есть быть им понятны и доступны для понимания, но в тоже время не примитивны.
  2. Каждая иллюстрация должна быть визуально понятна и представлять доступ к изучаемому материалу.
  3. При работе с иллюстрацией педагог в первую очередь должен выделять наиболее важные и характерные черты, четко и точно показать их детям сопровождая рассказом.
  4. Иллюстрация должна полностью соответствовать рассказу педагога, то есть дополнять и наполнять его устный рассказать.
  5. Внешний вид иллюстративного материала следует делать эстетическим и привлекательным для учащихся.

3. Демонстрации

Определение 4

Метод демонстрации – основан на представлении устройств, моделей, видеофильмов и т.д., которые показывают реальные свойства предмета или течение явления (процесса).

Цель демонстрации – показать, как именно происходит тот или иной процесс, последовательность его течение, значимость для окружающего мира.

Метод демонстрации способствует формированию у учащихся познавательного интереса и мотивации на обучения.

Данный метод используют не только для того, чтобы продемонстрировать явление или процесс в естественном проявлении, но и для создания учебной проблемной ситуации, которая наталкивает учащихся на поиск новой информации и ее усвоение. Например, на уроках по развитию речи могут быть использованы ПК или магнитофон, которые демонстрируют эталон правильности произношения звуков и букв.

Большими возможностями в области демонстрации обладают мультимедийные технологии, которые позволяют показать учащимся объекты, процессы и явления в виде презентаций, видео- и аудиозаписей и т.д. С этой целью в образовательных учреждениях организуют специальные кабинеты, имеющие всё необходимое оборудование. В настоящее время, практически каждый учебный кабинет имеет интерактивную доску, которая значительно расширяет возможности педагога в плане организации и представления различного рода наглядностей, в том числе и демонстрации.

К демонстрации, как наглядному методу обучения предъявляется ряд требований:

  1. Наглядности должны обладать достаточно качественным изображением, в таком случае соблюдаются условия видимости для всех учащихся. В том случае, если изучаемые объекты малы, то нужно использовать различные виды проекции, при необходимости организовать поочередное наблюдение учащимися.
  2. Педагог во время демонстрации должен стоять лицом к классу, чтобы следить за реакцией учащихся. Необходимо следить за тем, чтобы не загораживать детям демонстрационный материал, с целью избегания возможных искажений в его восприятии.
  3. Число демонстраций должно быть оптимальным, педагогу необходимо помнить, что демонстрации призваны помогать понимать и усваивать учебный материал, а не рассеивать внимание детей, и тем более не отвлекать их от темы урока.
  4. При демонстрации сложного материала необходимо делать паузы, чтобы ответить на возникающие вопросы детей, дать им возможность усвоить полученную информацию, при необходимости записать ее.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 21.06.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot