Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Наглядность как принцип обучения

Понятие наглядности в обучении

Определение 1

Наглядность в обучении - это метод, принцип и средство организации учебно-воспитательной работы, связанные с реальной демонстрацией конкретных объектов, явлений и процессов окружающей действительности.

Наглядность трактуется, как:

  1. Средство обучения. Здесь, в качестве средства выступают реальные объекты, наглядные пособия, изображения тех или иных объектов и процессов, которые исследуются на учебном занятии.
  2. Метод обучения. Здесь, наглядность сливается с наблюдением, выступающим ведущим познавательным методом. Наглядные методы обучения применяются для чувственного и визуального восприятия объектов и процессов окружающего мира в их натуральной форме или символьном, схематичном изображении.
  3. Принцип обучения. Здесь, наглядность означает, что организация учебно-воспитательной работы должна основываться на применении наглядного отображения тех объектов и явлений, которые передаются в словесной форме или, с помощью практических приемов познания.

Использование наглядности в обучении позволяет учащимся познавать окружающий мир во всем его многообразии и иметь объективное представление о его устройстве. Наглядное восприятие исследуемого учебного материала позволяет анализировать и обобщать изучаемые процессы и объекты в связи с целями и задачами обучения.

Принцип наглядности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Принцип наглядности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Благодаря наглядности, в ходе познания можно выделить существенные признаки объектов и процессов, выявить главное и незначительное в объекте исследования, отбросить второстепенные характеристики в познаваемом объекте и процессе.

В ходе образовательной деятельности использование наглядности помогает в формировании у учащихся представлений об устройстве и функционировании того или иного объекта, чтобы сформировать более полное представление и понятие о нем.

«Наглядность как принцип обучения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В обучении используются следующие типы наглядности:

  • Символьная. Представление изучаемого материала с помощью символов реализуется при познании математических и физических формул, изучении физических законов.
  • Объемная. Она предполагает построение моделей изучаемых объектов: муляжи, геометрические фигуры, лепнина.
  • Изобразительная. Такая наглядность отражает объект посредством его представления в схематичной форме, рисования, составления чертежа, карты, иллюстрации к литературному произведению, эскиза и др.
  • Звуковая. Здесь, объекты исследования передаются с помощью аудио и видео аппаратуры: аудио записи, фильмы, диафильмы, видео ролики.

История развития принципа наглядности в обучении

Принцип наглядности является одним из первых открытых и утвержденных принципов дидактики. Наглядность в обучении появилась еще раньше, чем возникла первая школа. Она активно развивалась в античные времена и использовалась в обучении как действенный способ познания и изучения окружающего мира. При этом, принцип наглядности не имел педагогического обоснования, концептуального или теоретического подкрепления.

Теоретическое обоснование принцип наглядности в педагогике впервые получил в трудах Франсуа Рабле, занимающегося исследованием педагогического процесса и основ его организации в XIV веке. Он, впервые обосновал необходимость связи познания с реальной действительностью и ее объектами.

Позднее, в XV-XVI веках, итальянский философ Томмазо Кампанелла создал труд «Город солнца», который выступает, как бы, отражением учебного процесса. В нем все стены завешаны наглядными данными. Информация об устройстве мира в виде картинок, изображений висит на деревьях и иных местах общественного пользования, чтобы дети познавали устройство мира на прогулке.

Наглядность, как принцип обучения, впервые была рассмотрена в трудах Я.А. Коменского. Он рассматривал наглядность, как:

  1. Использование всех органов чувств для восприятия наглядной информации. Чувственное познание лежит в основе освоения окружающего мира. Поэтому словесное обучение необходимо отодвинуть на второй план и уделить внимание чувственному познанию;
  2. Использование в качестве познавательных средств реальные объекты или их модели;
  3. Активное использование наглядных пособий в учебных учреждениях.

Принцип наглядности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Принцип наглядности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Далее, наглядность стала исследоваться различными философами, учеными, педагогами. Так, Ж.Ж. Руссо считал, что познание мира актуально реализовывать на основе наблюдения за реальными жизненными фактами. Только так можно доказать и обосновать большинство процессов и явлений.

Наглядность активно изучалась и продвигалась в качестве ведущего метода обучения и познания и отечественными педагогами.

М.В. Ломоносов активно использовал наглядные пособия и средства при чтении лекций. Н.И. Пирогов рассматривал наглядность в качестве дидактического принципа и считал, что следует уделить внимание методическим разработкам в данной области. К.Д. Ушинский внес значительный вклад в методику наглядного обучения, расширив и углубив ее приемы. Он считал, что словесные методы обучения должны быть соотнесены с наглядными и применяться комплексно.

Функциональная роль принципа наглядности в обучении

Функциональная роль наглядности в процессе обучения отождествляется следующими функциями, которые она выполняет:

  1. Наглядность выступает способом развития образного представления объектов и процессов и формирование навыков их практического применения.
  2. Посредством наглядности теоретические знания и научные данные увязываются с реальной жизнью, становятся более реальными и понятными.
  3. Наглядность помогает активизировать процесс обучения в конкретных ситуациях, т.е. она делает уроки более интересными, мотивирует учащихся к познанию, а значит и процесс обучения становится более продуктивным.
  4. Благодаря наглядности в обучении, знания становятся более прочными и устойчивыми. Этому способствует образное восприятие учебной информации.
Дата последнего обновления статьи: 04.11.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot