Понятие о музыкальном воспитании
Музыкальное воспитание – это процесс передачи и усвоения музыкальных знаний, умений и навыков, направленный на формирование и развитие музыкальных склонностей, способностей, идеалов, которые вдохновляют индивида на осуществление практической музыкально-эстетической деятельности.
Ветлугина Н.А. создала систему музыкального воспитания детей-дошкольников, которая активно используется в ДОУ.
Цель ее программы – развить у ребенка общую музыкальность.
Музыкальность – это усвоенный музыкальный опыт, способы усвоения этого опыта, а также способности, которые выступают как результат усвоения детьми обобщенных способов музыкальной деятельности.
Музыкальность формируется в музыкальной деятельности детей. Есть ряд способностей, наличие которых необходимо, чтобы осуществлять процессы слушания, исполнения, творчества. К таким способностям относят:
- способность целостно воспринимать музыку – внимательно слушать и сопереживать развитию художественного образа, а также различение средств музыкальной выразительности;
- исполнительские способности – чистота певческих интонаций, согласованность движений при игре на детских инструментах;
- способности, которые проявляются в творческом воображении во время восприятия музыки, в песенных, музыкально-игровых и танцевальных импровизациях.
Ветлугиной были выделены следующие основные умения и навыки музыкальной деятельности:
- целостное и дифференцированное восприятие прослушанного музыкального произведения и ориентировка в нем. Целостным восприятием предполагается правильная эмоциональная реакция на общий настрой пьесы или песни;
- сопереживание чувствам, настроениям, выраженным в музыке, что является необходимым для выразительной исполнительской деятельности;
- художественное исполнительство – дети умеют проявлять свое отношение к исполняемому произведению;
- творческие проявления детей – они могут создавать новые образы и действия;
- самостоятельность действия – умение действовать не прибегая к посторонней помощи.
Задачи музыкального воспитания
Обозначенные выше умения и навыки помогают реализовать основные задачи музыкального воспитания:
- воспитание устойчивого интереса и любви к музыке, заложение основ музыкального вкуса, развитие стремления к совместному исполнению песен, плясок, развитию нравственных качеств, эмоциональной отзывчивости, музыкальных способностей и памяти;
- развитие способности восприятия и исполнительства: целостного и дифференцированного восприятия, певческого голоса, слухового самоконтроля, выразительности пения, образности и ритмичности движений, умения играть в ансамбле на разных инструментах;
- ознакомление с элементарными сведениями, касающимися характера музыки, ее развития, изменения, сходных и контрастных построений, выразительных средствах и пр.;
- развитие творческих способностей детей, приобщение их к песенным импровизациям, инсценировке игровых песен.
Ветлугиной Н.А. выделено 3 формы занятий.
Первая форма - фронтальные занятия со всей группой, предусматривающие определенную последовательность музыкальной деятельности детей: сначала музыкально-ритмические упражнения, затем прослушивание музыки, пение и только после этого музыкальная игра или танец.
Занятие должно соответствовать следующему перечню требований:
- учет умственной, физической и эмоциональной нагрузки детей;
- установление преемственности развития музыкальных способностей при приобретении навыков и знаний, в процессе усвоения музыкального произведения;
- обеспечение связи и последовательности видов деятельности и разучиваемого материала;
- вариативность и соответствие возрастным возможностям детей и учебным заданиям.
Вторая форма - индивидуальные занятия музыкой, они выстраиваются на основании внимательно изученных педагогом возрастных и типологических особенностей детей, анализе их поведения и деятельности внутри коллектива, их физическом, умственном и эстетическом развитии, а также эмоциональном жизненном тонусе.
Третья форма - музыкальные занятия с небольшими группами, их проводят с детьми с недостаточно развитыми музыкально-слуховыми представлениями, музыкально-ритмическими чувствами, со стеснительными детьми, которые могут творчески себя проявлять, но боятся коллектива.
Ветлугиной Н.А. были выделены черты, которые характеризуют произведения, предназначенные для изучения детьми. Такими чертами являются:
- три основных источника произведения: народное музыкальное творчество, классика и современная музыка;
- гуманизм;
- проникновение в мир чувств детей, отражение их интересов, образность;
- яркость, легкая запоминаемость, опора на интонационно-ладовый строй музыки;
- художественный уровень, соответствующий требованиям большого искусства.
Также Ветлугина советовала использовать народное творчество, его фортепианную обработку и произведения композиторов, которые написаны на национальной основе. Классическую музыку также необходимо включать в репертуар программы.
К исполнению оркестром Ветлугина рекомендует использовать те произведения, которые были выучены детьми ранее – в программе по пению, ритмике или слушанию.
Чтобы более полно воспринимать произведение, автор рекомендует пользоваться наглядностью. Если речь идет о литературном произведении – стихи, цитатах из текстов песен, или фрагментах самого музыкального произведения, то можно сказать о слуховой наглядности, так как именно она обращается к слуху ребенка. При этом желательно использовать технические средства, например, пластинки или магнитофонные записи. Для зрительной наглядности можно использовать разного рода наглядные пособия – литературные тексты, условные обозначения, карточки, которые соответствуют характеру пьесы и движению мелодии.