Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ по Ветлугиной Н.А.

Понятие о музыкальном воспитании

Определение 1

Музыкальное воспитание – это процесс передачи и усвоения музыкальных знаний, умений и навыков, направленный на формирование и развитие музыкальных склонностей, способностей, идеалов, которые вдохновляют индивида на осуществление практической музыкально-эстетической деятельности.

Ветлугина Н.А. создала систему музыкального воспитания детей-дошкольников, которая активно используется в ДОУ.

Цель ее программы – развить у ребенка общую музыкальность.

Определение 2

Музыкальность – это усвоенный музыкальный опыт, способы усвоения этого опыта, а также способности, которые выступают как результат усвоения детьми обобщенных способов музыкальной деятельности.

Музыкальность формируется в музыкальной деятельности детей. Есть ряд способностей, наличие которых необходимо, чтобы осуществлять процессы слушания, исполнения, творчества. К таким способностям относят:

  • способность целостно воспринимать музыку – внимательно слушать и сопереживать развитию художественного образа, а также различение средств музыкальной выразительности;
  • исполнительские способности – чистота певческих интонаций, согласованность движений при игре на детских инструментах;
  • способности, которые проявляются в творческом воображении во время восприятия музыки, в песенных, музыкально-игровых и танцевальных импровизациях.

Ветлугиной были выделены следующие основные умения и навыки музыкальной деятельности:

  • целостное и дифференцированное восприятие прослушанного музыкального произведения и ориентировка в нем. Целостным восприятием предполагается правильная эмоциональная реакция на общий настрой пьесы или песни;
  • сопереживание чувствам, настроениям, выраженным в музыке, что является необходимым для выразительной исполнительской деятельности;
  • художественное исполнительство – дети умеют проявлять свое отношение к исполняемому произведению;
  • творческие проявления детей – они могут создавать новые образы и действия;
  • самостоятельность действия – умение действовать не прибегая к посторонней помощи.
«Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ по Ветлугиной Н.А.» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Задачи музыкального воспитания

Обозначенные выше умения и навыки помогают реализовать основные задачи музыкального воспитания:

  • воспитание устойчивого интереса и любви к музыке, заложение основ музыкального вкуса, развитие стремления к совместному исполнению песен, плясок, развитию нравственных качеств, эмоциональной отзывчивости, музыкальных способностей и памяти;
  • развитие способности восприятия и исполнительства: целостного и дифференцированного восприятия, певческого голоса, слухового самоконтроля, выразительности пения, образности и ритмичности движений, умения играть в ансамбле на разных инструментах;
  • ознакомление с элементарными сведениями, касающимися характера музыки, ее развития, изменения, сходных и контрастных построений, выразительных средствах и пр.;
  • развитие творческих способностей детей, приобщение их к песенным импровизациям, инсценировке игровых песен.

Ветлугиной Н.А. выделено 3 формы занятий.

Первая форма - фронтальные занятия со всей группой, предусматривающие определенную последовательность музыкальной деятельности детей: сначала музыкально-ритмические упражнения, затем прослушивание музыки, пение и только после этого музыкальная игра или танец.

Занятие должно соответствовать следующему перечню требований:

  • учет умственной, физической и эмоциональной нагрузки детей;
  • установление преемственности развития музыкальных способностей при приобретении навыков и знаний, в процессе усвоения музыкального произведения;
  • обеспечение связи и последовательности видов деятельности и разучиваемого материала;
  • вариативность и соответствие возрастным возможностям детей и учебным заданиям.

Вторая форма - индивидуальные занятия музыкой, они выстраиваются на основании внимательно изученных педагогом возрастных и типологических особенностей детей, анализе их поведения и деятельности внутри коллектива, их физическом, умственном и эстетическом развитии, а также эмоциональном жизненном тонусе.

Третья форма - музыкальные занятия с небольшими группами, их проводят с детьми с недостаточно развитыми музыкально-слуховыми представлениями, музыкально-ритмическими чувствами, со стеснительными детьми, которые могут творчески себя проявлять, но боятся коллектива.

Ветлугиной Н.А. были выделены черты, которые характеризуют произведения, предназначенные для изучения детьми. Такими чертами являются:

  • три основных источника произведения: народное музыкальное творчество, классика и современная музыка;
  • гуманизм;
  • проникновение в мир чувств детей, отражение их интересов, образность;
  • яркость, легкая запоминаемость, опора на интонационно-ладовый строй музыки;
  • художественный уровень, соответствующий требованиям большого искусства.

Также Ветлугина советовала использовать народное творчество, его фортепианную обработку и произведения композиторов, которые написаны на национальной основе. Классическую музыку также необходимо включать в репертуар программы.

К исполнению оркестром Ветлугина рекомендует использовать те произведения, которые были выучены детьми ранее – в программе по пению, ритмике или слушанию.

Чтобы более полно воспринимать произведение, автор рекомендует пользоваться наглядностью. Если речь идет о литературном произведении – стихи, цитатах из текстов песен, или фрагментах самого музыкального произведения, то можно сказать о слуховой наглядности, так как именно она обращается к слуху ребенка. При этом желательно использовать технические средства, например, пластинки или магнитофонные записи. Для зрительной наглядности можно использовать разного рода наглядные пособия – литературные тексты, условные обозначения, карточки, которые соответствуют характеру пьесы и движению мелодии.

Дата последнего обновления статьи: 25.06.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot