Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Модель развития социального интеллекта у старших дошкольников, на основе идей М. Монтессори

Определение 1

Социальный интеллект- это устойчивый процесс осуществления мыслительных операций, приводящий к формированию навыков социального реагирования, понимания себя и своего окружения, умения взаимодействовать с социальном пространством, делать прогнозы развития межличностных отношений и событий.

Социальный интеллект выступает необходимым компонентом социального развития личности. его формирование связано с процессами социальной деятельности индивида, построением социальных контактов и социальных взаимоотношений.

Социальный интеллект не является тождественным реальному интеллекту т.е. уровни их развития не совпадают, поскольку высокое интеллектуальное развитие выступает одним из, но не основным и не единственным условием социального становления и развития личности.

Условия развития социального интеллекта в старшем дошкольном возрасте

Социальный интеллект выступает многофакторным явлением. Он имеет различные аспекты развития, разные теории становления и подходы к его исследованию.

По своей сути, социальный интеллект выступает целостным системным процессом, связанным с накоплением, систематизацией человеком своих знаний и опыта социальной деятельности, изучением социально-исторического опыта других людей в различных областях и направлениях деятельности. Все эти компоненты необходимы личности для ее полноценного, всестороннего и успешного развития.

Социальный интеллект изучается с учетом возрастных особенностей развития личности. Это позволяет разработать условия и модели его эффективного развития, с учетом возрастной специфики и динамики личностного развития подрастающего поколения.

К основным условиям развития социального интеллекта относятся следующие факторы и параметры:

  1. Учет природных особенностей отдельных свойств личности, включающих мотивационный компонент, когнитивные и оценочные функции, эмоциональную сторону и ее компоненты, контрольные характеристики и изменчивые свойства.
  2. Выбор оптимального социального окружения. Такое окружение должно способствовать развитию любознательности личности и активизировать потребность в познании.
  3. Старший дошкольник должен быть окружен насыщенной, яркой, разнообразной информационной средой и иметь возможность действовать в ней, совершая ошибки и, учась их исправлять.
  4. Исключение традиционных методов обучения. Нельзя опираться на теоретическое познание. Оно не продуктивно на определенных возрастных этапах развития, в частности, в старшем дошкольном возрасте.
  5. Социальный опыт усваивается в старшем дошкольном опыте только на практике т.е. необходимо обеспечить вхождение ребенка в социальную сферу деятельности.
  6. Создание условий для активной деятельности ребенка в социуме для формирования и воспроизводства им социальных связей и отношений.
  7. Преобразование социального опыта ребенка в собственные ценностные ориентации, взгляды, установки.
«Модель развития социального интеллекта у старших дошкольников, на основе идей М. Монтессори» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Совместная деятельность старшего дошкольника и взрослого как фактор развития социального интеллекта

В ходе совместной деятельности ребенка и взрослого происходит формирование у него навыков социального взаимодействия, развиваются представления о коллективных взаимоотношениях, способах построения диалога. Таким образом, реализуется социальное становление детской личности, формируется социальный интеллект и опыт социальной жизнедеятельности.

Замечание 1

Развитие социального интеллекта в процессе совместной деятельности старшего дошкольника и взрослого было предложено М. Монтессори, которая сформировала модель развивающего обучения и построила на ее основе свою систему воспитания и обучения.

Модель развития социального интеллекта по М. Монтессори основывается на принципе оказания ребенку помощи в самостоятельном действии т.е. взрослый должен помочь ребенку в выполнении самостоятельных действий. Такой подход предполагает предоставление ребенку полной свободы в выборе направлений своей деятельности, ее средств и методов реализации. задача взрослого, в данном случае, сводится к предоставлению ребенку возможности самостоятельного выполнения разнообразных действий.

Самостоятельность развивает интеллект ребенка. Он познает то, что он находится не один в социальном пространстве и его самостоятельность, свобода выбора не является безграничной – она ограничена свободой и самостоятельностью других членов социума. В данном случае, это коллектив детей старшей группы детского сада. Таким образом, модель развития социального интеллекта нацелена на формирования у дошкольников навыков социального сотрудничества, умения найти компромисс, предотвратить развитие конфликта, найти общий язык и установить положительные социальные взаимоотношения. Это реализуется за счет предложения взрослым моделей построения социального сотрудничества:

  1. Способы поочередной работы с конкретными объектами. Педагог учит детей выполнять определенные действия с тем или иным объектом в определенной очередности, меняясь игрушками и продолжая весело играть, сохраняя положительную атмосферу социального взаимодействия.
  2. Поиск выхода из различных ситуаций на прогулке: несколько претендентов на одну горку или игрушку. Педагог предлагает детям варианты проведения времени на улице, заменяющие их насущное текущее желание т.е. учит их уступать, распределять очередность совершения каких-то действий, чтобы каждый успел покататься на горке, поиграть в игрушку.
  3. Выбор вместе со взрослым сказки, книжки из нескольких вариантов, которая будет прочитано. Педагог или иной взрослый просто помогает ребенку в совершении выбора т.е. он объясняет ему особенности каждой сказки/книжки, аргументирует необходимость услышать ту или иную историю.
  4. Развитие навыков распределения игровых ролей. Взрослый помогает ребенку распределить роли игры, исходя из каких-то особенностей ребенка, их способностей, возможностей и потребностей, аргументируя свой взгляд детям.

Таких моделей социального сотрудничества может быть использовано множество. Все они способствуют формированию навыков взаимодействия, учат сотрудничать, контролировать свои желания и свое поведения, с учетом потребностей других членов социума.

Дата последнего обновления статьи: 15.09.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot