Компоненты медиакомпетентности современного педагога
Медиакомпетентность – это навыки применения медиаматериалов и медиаресурсов в различных формах, а также анализа функционального значения медиатехнологий в социальном пространстве.
Профессиональная медиакомпетентность педагога – это комплекс его знаний и навыков, мотивов профессиональной деятельности, определяющих возможности реализации медиаобразовательной деятельности для аудитории разных возрастных групп.
Медиакомпетентность отражает умение ответственно подходить к выполнению различных действий с медиа. Наиболее актуальна данная компетентность в условиях современного информационного общества, когда информация используется в разных формах и вариантах.
Медиакомпетентность педагога формируется в ходе его обучения. Она складывается из ряда компонентов, которые формируются в период обучения в педагогическом вузе. К ним относятся:
- Знание основных медиакатегорий: аудитория, агентство, репрезентация и др.
- Овладение методологией применения медиа ресурсов и мультимедийных технологий для решения различных образовательных задач.
- Наличие инструментария для создания мультимедиа образовательного значения.
- Знание дидактических возможностей медиатехнологий и современных аспектов их развития.
- Навыки ориентирования в огромных объемах информации, ее отбор и применение для достижения образовательных целей.
- Навыки использования мультимедийных средств и технологий в учебном процессе.
- Знание способов и специфики восприятия медиатекстов.
- Навыки работы с электронными ресурсами: порталами, почтой, литературой.
- Знание дидактического потенциала медиаресурсов и его использования для личностного развития обучающихся.
- Навыки самостоятельной разработки медиатекстов.
- Использование ПК для подготовки материала к урокам, лабораторных и контрольных работ, проектов.
- Навыки работы со средствами дистанционного обучения.
Условия развития медиакомпетентности студентов педагогических вузов
Педагогическое сопровождение процесса формирования медиакомпетентности студентов педагогических факультетов является процессом, связанным с созданием специальных условий, которые помогают в формировании данных навыков, стимулируют к принятию решения об усвоении знаний в области владения медиаресурсами и формирования ценностных отношений в медиасфере.
Чтобы медиакомпетентность будущих педагогов была полноценно развита, требуется создание конкретных педагогических условий реализации образовательного процесса педагогического вуза. К ним относятся:
- Использование в образовании личностно-ориентированного подхода, основанного на принципе индивидуальности.
- Принятие медиатехнологий в качестве основы, ядра образовательной системы педагогического вуза.
- Стадийная реализации процесса развития медиакомпетентности.
- Построение образовательного процесса, основанного на взаимодействии педагогов и студентов с целью решения образовательных задач медианаправленности.
- Использование инновационных средств и методов реализации образовательной деятельности, основанных на применении мультимедийных технологий.
- Усовершенствование материального снабжения и технических средств реализации образовательной деятельности.
- Определение содержания образовательных программ и объема знаний студентов, необходимых им для осуществления дальнейшего эффективного медиа обучения.
Все эти условия позволяют сформировать медиакомпетентность студентов и отражают медианаправленность образовательной системы.
Этапы развития медиакомпетентности студентов
Формирование медиакомпетентности осуществляется в три этапа:
Подготовительный или диагностический. Он ориентирован на выявления уровня развития медиакомпетентности студентов. Определяются знания в области владения различными медиа ресурсами, практические навыки и медиа потенциал студента. Это осуществляется с помощью проведения бесед, опросов, заполнения анкет, выполнения тестовых заданий и различных упражнений, ориентированных на создание медиатекстов, применение медиатехнологий для решения разнообразных образовательных задач, проведение анализа информации, применение электронных средств связи, ресурсов сети, работу с ПК для обработки аудио и видео материалов, представление текстовой информации в разных видах, работу с графическими объектами.
Основной этап. Он связан с формирование медиакомпетенций разными методами, их интерпретацией и реализацией творческими способами. Для этого применяются различные задания творческого характера, ориентированные на формирование знаний о медиа ресурсах, освоение работы с медиа текстами, творческого применения, освоенных знаний и навыков работы с медиа материалами. Наиболее распространенными методами, применяемыми для формирования медиакомпетентности, являются:
- Кейс метод. Он основан на описании определенной ситуации, которую требуется проанализировать и сделать выводы, найти решение проблемы. В данном случае, ситуация берется из области медиатехнологий и их применения в решении различных образовательных задач;
- Метод управляемого открытия. Данный метод основан на постановке проблемы, которую студентам требуется решить в области медиатехнологий, медиатекстов, медиаресурсов. Этот метод может быть реализован в игровой форме – деловые игры, командные игры, постановки сценария или проведения исследования по заданной теме;
- Методы проектного обучения. Они ориентированы на развитие критического мышления и помогают активизировать и развить творческую направленность применения медиатехнологий в образовательном процессе. Метод основан на том, что знания и способы использования медиатехнологий формируются в ходе практического решения образовательных задач т.е. их непосредственного применения;
- Метод портфолио. Он связан с оцениванием образовательной деятельности и подведением итогов. Данный метод позволяет выявить проблемы студентов с освоением медиатехнологий и формирование медиакомпетентности.
Заключительный этап. Он связан с повторным проведением диагностики на уровень развития медиакомпетентности и оценки результатов ее развития.