Историко-географический подход к воспитанию детей
Историческая география — это отрасль истории которая изучает исторические события и явления в их связи с определенными территориями, географию исторического прошлого человечества, в том числе особенности природы, населения и хозяйства тех или иных стран в прошлые времена, антропогенные изменения, которые происходят в географической оболочке Земли, экономическую и политическую географиюстран и территорий на определенных этапах исторического развития.
ФГОС предусматривает необходимость формировать у детей-дошкольников первичные историко-географические представления , т. е. представления о планете Земля как об общем доме для людей, о многообразии стран и народов мира.
В процессе организации образовательного процесса, направленного на реализацию этой задачи, нельзя забывать, что один из столпов государственных стандартов дошкольного образования – культурно-исторический подход, позволяющий рассматривать сущность современного дошкольного образования как процесса вхождения ребенка в культуру и его культурного развития.
Дошкольное детство – особый культурный мир, имеющий собственные границы, ценности, язык, образ мышления, чувства, действия, и эти особенности должны быть учтены при знакомстве детей с культурными ценностями в современном мире. Самоценность дошкольного детства доказана работами современных исследователей, таких как Абраменкова В.В., Лисина М.И., Коломенский Я.Л., Репина Т.А., Осорина М.В. и др.
В связи с этим особенную значимость приобретают такие формы работы, в которых полностью могут реализоваться основные принципы построения педагогического процесса:
- учет особенностей возрастного периода детей, с опорой на их интересы и потребности;
- решение воспитательных и образовательных задач, рассматриваемых в совокупности;
- учет положений, касающихся ведущей деятельности, смены деятельности и компенсаторной взаимосвязи различных типов деятельности в едином педагогическом процессе;
- взаимодействие воспитателя и детей при руководстве со стороны взрослого;
- формирование естественной и непринужденной обстановки, необходимой для развития свободной творческой личности;
- стимулирование педагога и воспитанников в педагогическом процессе на взаимное уважение и соблюдение положений Декларации прав человека.
Основываясь на этих принципах, наиболее эффективными формами организации образовательной деятельности по формированию элементарных историко-географических представлений будут виртуальные экскурсии, путешествия по карте, экскурсии и экспедиции по родному краю, коллекционирование и т.д.
Формы образовательной деятельности
Названные формы образовательной деятельности могут помочь в решении многих задач, направленных на формирование историко-географических представлений у детей. К числу таковых задач относятся:
- развитие историко-географических представлений о земном шаре, океанах и материках посредством знакомства с глобусом и картой;
- знакомство детей с разными природно-климатическими зонами и условиями жизни на планете и разновидностями ландшафта;
- формирование представлений о странах и народах, расах и национальностях, которые их населяют, а также особенностях их жизнедеятельности;
- придание творческого исследовательского характера процессу изучения окружающего мира;
- вызывание у детей желания самостоятельно узнавать что-то новое, с использованием разных информационных средств познания;
- реализация полученных знаний и представлений в творческом продукте.
Для путешествий по карте используют глобус и физическую карту мира. Эти предметы, как говорила Короткова Н.А., не являются экзотичными для современных старших дошкольников. Они входят в их жизнь естественным образом посредством массовой коммуникации, познавательной литературы, которая есть у детей дома и в детском саду. В процессе путешествия детей знакомят с особенностями растительного и животного мира разных стран и целых материков, рассказывают об обычаях и традициях населения.
Постепенно физическая карта и глобус начинают оживать. Карты заполняются изученными маршрутами, небольшими вырезками – метками частей света. Короткова Н.А. разработала следующие темы для путешествий по карте:
- поверхность земли и стороны света;
- северные земли и их обитатели;
- Африка;
- Антарктида;
- Европа;
- Азия;
- Россия – твоя страна;
- Австралия;
- океаны и их обитатели;
- Америка.
Большое познавательное значение имеет серия занятий «Модная география», на которых в интересной форме детей знакомят с особенностями стран. Так, в частности, дети узнают:
- какой самый жаркий и самый холодный материк на планете;
- какими океанами омывается тот или иной материк;
- какие редкие животные живут на рассматриваемом материке;
- где протекает самая глубокая и самая длинная река;
- где расположены самые большие джунгли и водопады;
- где высятся самые высокие горы.
Путешествие по материкам может быть проведено в качестве итогового мероприятия по изученным темам про многообразие животных, а также про народы и их особенности. Современные формы обучения позволяют проводить не только реальные экскурсии, но и виртуальные, предполагающие использование видеоматериалов и компьютерных презентаций. В таком случае использование компьютерных технологий не просто оправдано, но и очень эффективно, так как дети в связи со своим возрастом не могут посещать реальные экскурсии, выставки, музей и путешествовать по миру, а компьютерные виртуальные экскурсии дают им возможность приобщиться к историческим памятникам и картинам жизни представителей других народностей.
Иными словами, работа по формированию у старших дошкольников элементарных историко-географических представлений, помогает поддерживать у детей познавательный интерес, творческое воображение, стимулирует развитие мыслительных операций, которые помогают увидеть проблему и поставить правильные вопросы, высказать предположение и выстроить план по их проверке, увидеть результат деятельности и сделать соответствующий вывод.