Сущность педагогической диагностики в ДОО
Педагогическая диагностика – это один из подразделов педагогики, занимающийся изучением принципов и методов, установления и выявления наиболее эффективных форм организации педагогического процесса, способствующего всестороннему и полноценному развитию личности ребенка.
Сущность педагогической диагностики заключается в том, что она направлена на распознавание и фиксацию личностных параметров развития ребенка, для последующей организации (или коррекции) педагогического процесса. То есть, результаты, полученные в ходе педагогической диагностики, являются своего рода толчком, факторами организации продуктивного воспитательно-образовательного процесса, установление его ведущей цели и задач.
Кроме того, проведение педагогической диагностики необходимо для прогнозирования поведения и развития изучаемого объекта, принятии педагогических решений о необходимом образовательном воздействии на него, с целью его продвижения по намеченному пути развития.
Предмет педагогической диагностики – это целеполагание воспитательно-образовательного процесса, которое учитывает реальное состояние объекта исследования, его воспитательные и образовательные достижения.
Педагогическая диагностика – это одно из важнейших средств обратной связи между воспитателем и воспитанниками.
Педагогическую диагностику необходимо отличать от традиционной проверки знаний и умений детей, она имеет достаточно глубокое значение и смысл.
Традиционная проверка знаний направлена на констатацию усвоенных ребенком знаний и умений, их уровня и результативности. При этом проверка знаний не занимается объяснением происхождения знаний и не осуществляет прогнозирование дальнейшего развития объекта исследования.
Педагогическая диагностика, не просто рассматривает результаты знаний, но и выявляет их взаимосвязь с методами и средствами получения и достижения такого уровня знаний и умений, раскрывает тенденцию и динамику формирования продуктов обучения.
Таким образом, педагогическая диагностика включает в себя осуществление контроля, проверки, оценивания, накопления полученных данных, их последующий анализ, выявление уровня динамики, тенденций и прогноза дальнейшего развития.
Педагогическая диагностика распространяется на все диагностические задачи, которые возникают в воспитательно-образовательном процессе.
В первую очередь она должна быть ориентирована на следующие цели:
- Осуществление внутренней и внешний коррекции образовательного процесса и его результатов.
- Выявление и установление образовательных результатов.
- Осуществление планирования последующих этапов педагогического процесса.
- Осуществление мотивации детей посредством поощрения за высокие образовательные результаты и регулирование уровня сложности их последующих шагов в педагогическом процессе.
- Осуществление оптимизации педагогического процесса.
Характеристика методов педагогической диагностики в ДОО
Методы педагогической диагностики в ДОО – это основные способы деятельности, позволяющие в процессе обучения осуществлять обратную связь, а также получать необходимую информацию об успешности реализуемого педагогического процесса.
Методы педагогической диагностики должны соответствовать ряду установленным критериям:
- объективность устанавливаемой и получаемой информации о результативности педагогического процесса, вне зависимости от того, кто их применяет;
- валидность, которая позволяет определить реальный уровень сформированности умений и навыков;
- надежность, позволяющая применять методы диагностики в различных условиях и получать действительно верные результаты;
- репрезентативность, направлена на получение максимально возможной объективной картины уровня развития детей.
Основные методы педагогической диагностики в ДОО:
- Наблюдение
- Получение ответов детей
- Анализ продуктов детской деятельности
Наблюдение – восприятие и познание реальной картины развития ребенка, в рамках его естественной среды. В процессе наблюдения воспитатель имеет возможность установить индивидуальные черты характера ребенка, особенности его поведения, особенности развития, его возможности и потребности в педагогическом воздействии.
Наблюдение организуется воспитателем ДОО в комфортных для воспитанника условиях, в различные режимные моменты (прогулка, занятие, свободное время и т.д.).
Технология организации педагогического наблюдения предусматривает соблюдения ряда последовательных этапов:
- постановка педагогической цели и задач;
- выбор воспитанников, за которыми будет организовано педагогическое наблюдение (чаще всего это дети имеющие проблемы воспитательного и обучающего характера);
- создание ситуации наблюдения;
- выбор наиболее оптимальных методов фиксации результатов наблюдения.
Важно осуществлять фиксацию педагогического наблюдения, необходимо фиксировать все, что может помочь сформировать общую картину тенденции и динамики развития ребенка. То есть фиксация – это не просто свершившийся факт, а проанализированное и зафиксированное действие.
Чаще всего педагогическое наблюдение детей в ДОО осуществляется совместно с другими методами диагностики. Это необходимо для получения полной и объективной картины развития.
Получение ответов детей (в процессе беседы, устного анкетирования или тестирования, по заранее подготовленным вопросам) – направлено на получение конкретных ответов, на заданные воспитателем вопросы.
Важным при проведении данного метода педагогической диагностики является правильная форма постановки вопроса и создание ситуации, при которой он поставлен ребенку. Вопрос должен быть сформулирован так, чтобы ребенок имел свободу выбора в поиске ответа на него. Кроме того, заданный вопрос должен быть понятен ребенку. Ни в коем случае не допускается торопить ребенка с ответом.
Анализ продуктов детской деятельности (рисунки, поделки и т.д., созданные воспитанником) – направлен на демонстрацию прогресса индивидуального развития каждого воспитанника.
Чаще всего продукты детской деятельности собираются в отдельную папку (потрфолио), а анализ их осуществляется 3-4 раза в год. Данная диагностическая методика помогает увидеть динамику развития способностей ребенка, его интересы, увлечения и сфомированность навыков.