Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методы лечебной педагогики. Критерии их выбора

Методы лечебной педагогики

Определение 1

Метод — это способ достичь цель.

В практике лечебной педагогики и воспитания используют ряд общих и специальных методов. Общие методы воспитания изучаются в курсе педагогики и могут быть представлены в разных классификациях. В рамках лечебной педагогики можно использовать классификацию методов, предлагающую их деление на три большие группы:

Методы формирования сознания

Методами формирования сознания являются: рассказ, этическая беседа, разъяснение, объяснение, увещевание, внушение, убеждение, инструктаж, просьба, пример. Обозначенные методы используются, чтобы учащиеся усвоил понятия, отношения, убеждения. У каждого метода — своя специфика и область применения.

Рассказ — яркое эмоциональное изложение ряда конкретных фактов и событий, предполагающих нравственное содержание. Рассказ может выступать как источник знаний, обогащающий нравственный опыт личности опытом окружающих людей. Нужно соблюдать несколько условий эффективности рассказа:

  • он должен соответствовать социальному опыту школьников, быть кратким, эмоциональным и доступным;
  • нужно использовать иллюстрации и музыкальное сопровождение;
  • обстановка должна соответствовать замыслу и содержанию рассказа;
  • язык должен быть лексически богат;
  • обязательно нужно сопереживать слушателям.

Этическая беседа — это систематическое и последовательное обсуждение ряда конкретных фактов и нравственных проблем, которое предполагает участие как воспитателя, так и воспитанников. Цель беседы — углубить, упрочить моральные понятия, обобщить и закрепить знания, сформировать систему нравственных убеждений и взглядов. Чтобы беседа была эффективной, она должна соответствовать нескольким условиям:

  • проблемный характер беседы;
  • аргументированное высказывание мнений детьми;
  • исключен лекционный характер;
  • материал беседы соответствует эмоциональному опыту учеников;
  • все мнение, прозвучавшие по ходу беседы, принимаются и обсуждаются;
  • ученики самостоятельно формулируют вывод.
«Методы лечебной педагогики. Критерии их выбора» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Разъяснение — это эмоциональное влияние на детей, которое ориентируется на отдельную группу или личность на основании знания особенностей воспитанников. Цель — формировать и закреплять новые моральные качества или формы поведения, выработать правильное отношение воспитанников к поступку, который совершил ребенок.

Внушение — это метод коммуникативного воздействия на учеников, проникающий в подсознание, действующий незаметно, создающий нужные поведенческие мотивы.

Увещевание — это метод, в котором сочетаются просьба, разъяснение и внушение. Этот метод помогает педагогу вселить в воспитанника веру в лучшее, в возможность достичь высоких результатов, при этом используется похвала, обращение к чувству собственного достоинства детей.

Пример — основан на подражании, на основании которого дети могут овладеть социальным и нравственным опытом. Воспитание детей зависит от личного примера педагога, его поведения, мировоззрения и отношения к детям.

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения

Эта группа включает несколько методов, которые основаны на практической деятельности учеников, в их числе:

  1. Упражнение — это процесс многократного выполнения требуемых действий, доведение их до автоматизма. Результатом упражнения выступает формирование устойчивых личностных качеств, навыков и привычек. Упражнения будут эффективными при соблюдении принципов:

    • системности и постепенного усложнения их содержания;
    • доступности и посильности;
    • контроля за выполнением и коррекцией;
    • учета личностных особенностей воспитанников;
    • сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм;
    • мотивации и стимулирования;
    • объема и частоты повторения.
  2. Требование — метод вызывающий, стимулирующий или тормозящий определенные виды деятельности воспитанников. Требования бывают прямыми и косвенными. Прямые требования определяются содержанием и точностью формулировок. Косвенные отличаются тем, что действие стимулируется не самим требованием, а психологическими факторами — интересами, переживаниями, раскаянием.

  3. Приучение — интенсивное выполнение упражнений. Применяется при необходимости быстро и на высоком уровне сформировать то или иное качество.
  4. Поручение — метод привлечения детей к деятельности, направленной на конкретный результат, например, на развитие ответственности, организованности и других личностных качеств.
  5. Воспитывающие ситуации — это организация деятельности и поведения детей в условиях, которые были специально созданы. Успешность данного метода зависит от естественности ситуаций, то есть они не должны быть выдуманы, а также от неожиданности ситуаций и проявления педагогом доверия.
Дата последнего обновления статьи: 03.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot