Методы лечебной педагогики
Метод — это способ достичь цель.
В практике лечебной педагогики и воспитания используют ряд общих и специальных методов. Общие методы воспитания изучаются в курсе педагогики и могут быть представлены в разных классификациях. В рамках лечебной педагогики можно использовать классификацию методов, предлагающую их деление на три большие группы:
- методы формирования сознания;
- методы организации деятельности и формирования опыта поведения;
- методы стимулирования деятельности.
Методы формирования сознания
Методами формирования сознания являются: рассказ, этическая беседа, разъяснение, объяснение, увещевание, внушение, убеждение, инструктаж, просьба, пример. Обозначенные методы используются, чтобы учащиеся усвоил понятия, отношения, убеждения. У каждого метода — своя специфика и область применения.
Рассказ — яркое эмоциональное изложение ряда конкретных фактов и событий, предполагающих нравственное содержание. Рассказ может выступать как источник знаний, обогащающий нравственный опыт личности опытом окружающих людей. Нужно соблюдать несколько условий эффективности рассказа:
- он должен соответствовать социальному опыту школьников, быть кратким, эмоциональным и доступным;
- нужно использовать иллюстрации и музыкальное сопровождение;
- обстановка должна соответствовать замыслу и содержанию рассказа;
- язык должен быть лексически богат;
- обязательно нужно сопереживать слушателям.
Этическая беседа — это систематическое и последовательное обсуждение ряда конкретных фактов и нравственных проблем, которое предполагает участие как воспитателя, так и воспитанников. Цель беседы — углубить, упрочить моральные понятия, обобщить и закрепить знания, сформировать систему нравственных убеждений и взглядов. Чтобы беседа была эффективной, она должна соответствовать нескольким условиям:
- проблемный характер беседы;
- аргументированное высказывание мнений детьми;
- исключен лекционный характер;
- материал беседы соответствует эмоциональному опыту учеников;
- все мнение, прозвучавшие по ходу беседы, принимаются и обсуждаются;
- ученики самостоятельно формулируют вывод.
Разъяснение — это эмоциональное влияние на детей, которое ориентируется на отдельную группу или личность на основании знания особенностей воспитанников. Цель — формировать и закреплять новые моральные качества или формы поведения, выработать правильное отношение воспитанников к поступку, который совершил ребенок.
Внушение — это метод коммуникативного воздействия на учеников, проникающий в подсознание, действующий незаметно, создающий нужные поведенческие мотивы.
Увещевание — это метод, в котором сочетаются просьба, разъяснение и внушение. Этот метод помогает педагогу вселить в воспитанника веру в лучшее, в возможность достичь высоких результатов, при этом используется похвала, обращение к чувству собственного достоинства детей.
Пример — основан на подражании, на основании которого дети могут овладеть социальным и нравственным опытом. Воспитание детей зависит от личного примера педагога, его поведения, мировоззрения и отношения к детям.
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения
Эта группа включает несколько методов, которые основаны на практической деятельности учеников, в их числе:
Упражнение — это процесс многократного выполнения требуемых действий, доведение их до автоматизма. Результатом упражнения выступает формирование устойчивых личностных качеств, навыков и привычек. Упражнения будут эффективными при соблюдении принципов:
- системности и постепенного усложнения их содержания;
- доступности и посильности;
- контроля за выполнением и коррекцией;
- учета личностных особенностей воспитанников;
- сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм;
- мотивации и стимулирования;
- объема и частоты повторения.
Требование — метод вызывающий, стимулирующий или тормозящий определенные виды деятельности воспитанников. Требования бывают прямыми и косвенными. Прямые требования определяются содержанием и точностью формулировок. Косвенные отличаются тем, что действие стимулируется не самим требованием, а психологическими факторами — интересами, переживаниями, раскаянием.
- Приучение — интенсивное выполнение упражнений. Применяется при необходимости быстро и на высоком уровне сформировать то или иное качество.
- Поручение — метод привлечения детей к деятельности, направленной на конкретный результат, например, на развитие ответственности, организованности и других личностных качеств.
- Воспитывающие ситуации — это организация деятельности и поведения детей в условиях, которые были специально созданы. Успешность данного метода зависит от естественности ситуаций, то есть они не должны быть выдуманы, а также от неожиданности ситуаций и проявления педагогом доверия.