Коллективные явления в педагогике и их изучение
Коллективный, или групповой характер, свойственен процессам воспитания, образования и обучения. Чаще всего для их изучения применяют массовые опросы участников данных процессов, которые проводятся в соответствии с определенным планом. Такие вопросы могут быть как письменными (анкетирование), так и устными (интервью). Также широкое применение нашли шкалирование и социометрические методики, сравнительные исследования. Так как в педагогику данные методы пришли из социологии, также их называют социологическими.
Основные методы изучения коллективных явлений
Анкетирование – это метод массового сбора материала с использованием специально разработанных опросников, которые называются анкетами.
Анкетирование основано на предположении, что человек откровенно будет отвечать на предлагаемые вопросы. Но, последние исследования эффективности данного метода, свидетельствуют о том, что эти ожидания оправдываются лишь на половину, чем резко сужается диапазон применения анкетирования и подрывается доверие к объективности полученного результата.
Педагоги заинтересовались анкетированием в связи с возможностью проводить быстрые массовые опросы учащихся, учителей, родителей и пр., а также дешевизной методики и возможностью автоматизировать обработку собранного материала. Пройдя ряд неудач и разочарований, когда в анкетах учеников все хорошо, в реальности ситуация провальная, педагогическому анкетированию удалось избавиться от серии недостатков.
Сегодня в педагогических исследованиях широко применяют различные виды анкет:
- открытые, предполагающие самостоятельное конструирование ответа;
- закрытые, в которых ученики должны выбрать один из готовых ответов;
- именные – требуют указать имя и фамилию испытуемого;
- анонимные – обходятся без них и пр.
Одна из широко применяемых разновидностей анкет – полярная анкета с балльной оценкой.
Главная проблема составления качественной анкеты – «какой вопрос - такой ответ». То есть, если ученику задается прямой вопрос, то составитель анкеты уже предполагает, что ответ должен быть определенного типа. Однако учащиеся чаще всего представляют, какой ответ хотят прочитать педагоги, поэтому анкетные вопросы чаще всего предоставляют не реальную, а так называемую иллюзорную, или ожидаемую картину. Чтобы получить ряд правдивых ответов, необходимо задавать непрямые завуалированные вопросы, чтобы дети не догадались, о чем именно хочет спросить их составитель анкеты. Можно разрешить детям давать расширенные ответы на общие вопросы. Однако, в первом случае анкета разрастается до огромных размеров, а во втором – становится похожа на сочинение, что затрудняет обработку анкет и в том, и в другом случаях, а метод теряет свое существенное преимущество.
Помимо анкетирования, при исследовании коллективных явлений широко применяют метод изучения групповой дифференциации (социометрический метод), который позволяет успешно проанализировать внутриколлективные отношения. Для этого детей просят дать ответ на открытые вопросы вида; «С кем ты бы хотел…». На каждый вопрос предоставляют на выбор три ответа:
- написать фамилию того, с кем ты бы хотел быть вместе сильнее всего;
- потом того, с кем хотел бы быть вместе, если с первым не получилось;
- третья фамилия – в соответствии с теми же условиями.
В результате одни члены коллектива получат наибольшее число голосов, а другие – наименьшее, ввиду чего появляется возможность сделать вывод о месте, роли, статусе и позиции каждого из членов коллектива, а также выявить внутриколлективные группировки и их лидеров. Метод позволяет сделать срез, который характеризует разные стадии формирования отношений, виды авторитета и состояние актива. Основным его преимуществом выступает возможность представления полученных данных в наглядной форме с использованием так называемой матрицы или социограммы, а также количественной обработки результатов.
Социометрический метод предполагает наличие слабых и сильных критериев выбора. Чем более важная деятельность намечается, тем более длительный и тесный контакт она предполагает, значит тем сильнее критерий выбора. Обычно в исследовании сочетают вопросы нескольких типов. Их подбирают так, чтобы выявить стремление человека общаться с членами группы при выполнении разных видов деятельности – трудовой, учебной, досуговой и пр.
Число выборов, полученное каждым человеком – мерило положения его внутри системы личных отношений, определяющее его социометрический статус. Люди с наибольшим числом выборов – наиболее популярные, это – «звёзды», со средним числом выборов – «предпочитаемые», с числом выборов ниже среднего – «пренебрегаемые» и без единого выбора – «изолированные».
Рисунок 1. Социограмма. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Для каждого члена коллектива значение имеет не просто число выборов, в удовлетворенность собственным положением внутри группы. Коэффициент удовлетворенности своим положением (Куд) определяют следующим образом:
Куд = число взаимных выборов / число выборов, сделанных данным человеком.
Например, если учащийся хотел бы общаться с тремя конкретными людьми, а из этих троих никто не предпочел общение с ним, то Куд = 0 / 3 = 0.
Коэффициент удовлетворенности может быть нулевым, но статус, то есть количество полученных выборов, равно 3 у одного и того же человека. Это свидетельствует о том, что человек взаимодействует не с теми, с кем хотел бы.
В результате социометрического эксперимента, руководитель может получить не только информацию о персональном положении каждого члена коллектива в системе межличностных взаимоотношений, но и обобщенную картину состояния этой системы. Ее характеризуют диагностическим показателем – уровень благополучия и взаимоотношений (УВБ).
- УВБ группы может быть на высоком уровне, если звезд и предпочитаемых в сумме больше, чем остальных.
- Средний уровень отмечают, если количество звезд и предпочитаемых примерно равно числу пренебрегаемых и изолированных.
- Низкий уровень отмечают при преобладании лиц с низким статусом.
Диагностическим показателем считают индекс изоляции – это процент людей, лишенных выборов внутри группы.