Место общества и семьи в образовании
Образование в Японии представляет собой культ, который поддерживается семьей, обществом, государством.
До пяти лет японцы обращаются со своими детьми, «как с королями», в возрасте с пяти до пятнадцати лет – «как с рабами», а после пятнадцати – «как с равными». В этой стране считается, что подросток пятнадцати лет - это взрослый человек, четко знающий свои обязанности, безукоризненно подчиняющийся правилам.
Дом и семья с самого детства воспринимаются как место психологического комфорта, а его олицетворением является мать.
Дошкольное обучение и воспитание
Японцы являются сторонниками раннего развития детей. В разном возрастном периоде, акценты делаются на разных проблемах:
- один год - пробуждение уверенности в себе;
- два года – приобщение к прикладному творчеству и ручной работе;
- три года - воспитание обязанностей;
- четыре года – знакомство с понятиями добра и зла;
- пять лет - воспитание лидерских качеств.
Мальчики и девочки воспитываются по-разному: мальчиков учат преодолевать трудности, а девочек готовят к работе дома.
В три года ребенка отдают в детский сад. Есть в Японии и ясли, но воспитание в них детей не приветствуется.
Каждые шесть месяцев в детских садах меняется состав групп и педагогов. Если у ребенка не складываются отношения в одной группе, можно исправить положение в другой.
Особенности японской системы образования
В Японии придерживаются принципа пожизненного найма, что дает человеку только одну попытку занять в обществе достойное место. Хорошее образование - гарантия того, что эта попытка окажется успешной.
Японская система образования выпускает в жизнь молодых людей, которые великолепно разбираются в технике и математике.
Главная задача японской педагогики заключается в воспитании человека, умеющего слажено работать в коллективе. Это необходимо для жизни в японском обществе.
Еще совсем недавно в японской педагогике ставился знак равенства между способностями и образованностью. Сегодня же в японской педагогике подчеркивается наличие острой потребности в творческих личностях.
Принципы обучения в японской школе
Дети для японского учителя все равны. Среди них отсутствует деление на слабых и сильных, есть только прилежные и ленивые. Нет специальных программ для одаренных и отстающих детей.
В школах нет «второгодников», так как репетиторские школы («дзюку») помогают выравнивать детей.
Репетиторские школы более ориентированы на индивидуальный подход, на объяснение того, что ребенок не понял в массовой школе.
Принципы воспитания в японской школе
Детей в Японии учат избегать прямого соперничества, так как победа одного ребенка неминуемо приведет к «потере лица» другого.
Хоровое пение и коллективные спортивные игры помогают воспитывать в детях чувство единства с коллективом.
Стандартизации в школе подлежат одежда, школьные принадлежности и даже мысли.
Дети поочередно убирают свой класс, коридоры, туалеты и школьный двор. Цель такой деятельности - формирование трудолюбия, старания, умения преодолевать себя, управлять своими эмоциями, подчинять свои чувства интересам коллектива.
Задача средней школы заключается в воспитании, а задача старшей школы в передаче знаний для поступления в ВУЗы.
Здоровье японских детей
В каждом учебном заведении Японии работает коллектив медицинских работников:
- доктор,
- стоматолог,
- медицинская сестра,
- фармацевт,
- куратор здоровья.
Очень тщательно разрабатывается меню для учеников. Тщательно рассчитывается витаминно-минеральный состав блюд, их калорийность.
Японский метод закаливания состоит в том, что дети должны быть максимально приближены к природе: зимой переносить холод, а летом жару. Детей приучают к чистоте.