Основные характеристики дошкольного возраста
Дошкольный возраст очень ответственный период в жизни формирующейся личности. Именно в дошкольном возрасте происходят самые значительные изменения в развитии психики Возрастает познавательная активность: появляется логическое мышление, развиваются наглядное мышление, восприятие. Увеличению познавательных возможностей ребенка способствует развитие произвольного внимания, смысловой памяти. В данный период возрастает роль речи в познании мира, в развитии общения и разных видов деятельности. У детей-дошкольников формируется возможность выполнения различных действий по инструкции словесной, усвоения знаний на базе объяснений, но при опоре на наглядные представления. Базой познания для данного возраста является, прежде всего, чувственное познание — наглядное мышление и восприятие.
От того, в какой степени сформировано у дошкольника восприятие, а также наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, зависят прежде всего познавательные возможности ребенка и дальнейшее развитие деятельности, речи, а также более высоких форм мышления. В этом возрасте у детей активно формируются пространственные представления, играющие огромную роль в общем психическом развитии ребенка и служащие основой овладения счетными операциями, математическими понятиями.
Важное обретение дошкольного возраста — это появление игры, в качестве первого и ведущего вида совместной деятельности детей. Параллельно с игрой в дошкольный период развиваются и продуктивные виды деятельности.
Интенсивное развитие психических функций, а также расширение спектра практической деятельности формируют у дошкольников познавательное отношение к окружающему миру.
Дошкольный возраст ребенка также характеризуется очень интенсивным развитием личности ребенка. Развивается воля, у ребенка формируется внутренняя оценка различных ситуаций, поступков, действий, оттачивается внимание, закладываются базовые основы нравственности.
К концу дошкольного периода у детей формируется готовность к обучению в школе.
Условия проведения обследования
При обследовании дошкольников необходимо соблюдать условия, которые обеспечат самую объективную оценку состояния детей:
- создание комфортности и налаживание эмоционального контакта;
- предъявлять задания от простого к сложному варианту для поддержания ситуации успеха, которая вызывает желание дальнейшей работы;
- чередование наглядных и словесных методик для предупреждения утомления;
- игровые задания;
- учет уровня развития у определенного ребенка познавательной деятельности.
Компоненты обследования
Психологическое обследование начинать с беседы с ребенком, направленной на установление эмоционального контакта. В процессе беседы следует выявить общий запас знаний, представлений ребенка об окружающем мире, ориентировку во времени, пространстве, а также эмоциональные особенности, такие как контактность, любимые игры и занятия, интересы.
При выборе методик для диагностического обследования ребят дошкольного возраста следует учитывать психологические возрастные новообразования:
- уровень наглядно-образного мышления,
- уровень развития перцептивных действий,
- ведущей игровой деятельности,
- видов деятельности: конструирования и рисования.
Важнейшей задачей обследования детей четырех-пяти лет является изучение уровня развития ориентировочно-познавательной деятельности, так как именно она становится базовой структурной единицей познания.
Дети 4-5 лет с нормальным интеллектуальным развитием решают практические, а также проблемно-практические задачи при помощи метода целенаправленных проб. В данном возрасте у детей появляется сюжетно-ролевая игра, активно развивается сюжетная игра. Отмечается интерес к продуктивным видам деятельности, таким как рисование и конструирование.
При обследовании детей шести лет следует учитывать психологические новообразования: отражение сюжета в продуктивных видах деятельности, сюжетно-ролевая игра. А также показатели развития детей этого возраста: решение задач методом практического примеривания изрительной ориентировки.
Основная цель обследования детей семи лет — это изучение их психологической готовности к обучению в школе, то есть мотивационную, умственную, эмоционально-волевую, коммуникативную готовность.
Основными критериями умственного развития дошкольника считаются:
- принятие задания;
- полное понимание условий задания;
- способы выполнения задания;
- обучаемость в ходе обследования;
- отношение ребенка к результату деятельности.
Для диагностики особенностей познавательной сферы дошкольников используются задания в форме «обучающего эксперимента» и задания, которые позволяют выявить уровень сформированности умений и знаний. Анализ выполнения заданий дает возможность оценить характер деятельности ребенка. Такой подход к оценке позволяет определить также потенциальный уровень развития, то есть зону ближайшего развития.
Важным критерием психологической готовности ребенка к школе служит владение элементарными учебными навыками, такими как звуковой анализ слова, вычислительные навыки, чтением, готовностью руки к письму, некоторый объем знаний об окружающем мире.
Компонентом психолого-педагогического изучения дошкольников является логопедическое обследование, которое включает в себя анализ основных компонентов, составляющих систему речи.
Одним из важных показателей уровня развития дошкольника служит его игровая деятельность, оценка ее является одним из диагностических критериев.
При нарушениях и патологии развития самые ранние изменения наблюдаются в игре детей: игра не соответствует возрасту, игра приобретает своеобразный характер. Яркими показателями являются отсутствие усложнения игры, недостаточный уровень конструктивного творчества, снижение инициативы в игре, однообразие, монотонность, стереотипность, отсутствие эмоциональной реакции.
Психолого-педагогическое изучение дошкольника завершается составлением характеристики, которая отражает развитие изученных видов деятельности и характерологические особенности.