Начало исследовательской работы
Научная проблема – это вопросы, которые требуют научного решения, совокупность новых сложных теоретических или практических вопросов, которые противоречат существующим знаниям или прикладным методикам в конкретной науке и требуют решения с помощью научных исследований.
Исследовательская работа начинается с выбора объектной области исследования, т. е. той сферы действительности (в нашем случае — педагогической), в которой накопились важные, требующие разрешения проблемы. В образовательной системе в качестве таких сфер выступают дошкольное воспитание, учебный процесс в средней или высшей школе, гражданское и нравственное воспитание, информатизация, процесс непрерывного образования и др. Выбор объектной области определяется такими объективными факторами, как ее значимость, наличие нерешенных проблем, новизна и перспективность, и субъективными факторами: образованием, жизненным опытом, склонностями, интересами исследователя, его связью с тем или иным направлением практической деятельности, научным коллективом, ориентированным на определенную тематику, научным руководителем.
Выбор области требует изучения потребности в обновлении элементов системы образования, а также учета реальных возможностей и условий. В условиях обновления всей системы актуальных сфер исследования имеется довольно не мало.
Дальнейшие, тесно связанные между собой шаги — это, определение проблем и тем исследования. Сама тема должна иметь в своём состав некую проблему, следовательно, для определения и тем более её уточнения необходимо выявить исследовательскую проблему.
Проблема понимается либо как синоним задачи на практике, либо как что-то неизвестное науке. Мы будем использовать данное понятие в его втором значении. В этом смысле проблема — это некий мост от известного факта к неизвестному. Другими словами, проблему можно обнаружить, только в том случае, если хорошо ориентироваться в той или иной области, только сопоставляя уже известные факты. В отличие от ответа на вопрос решение подобной проблемы не содержится в имеющемся знании, соответственно оно не может быть получено путем изменения уже имеющейся научной информации. Для этого потребуется найти способ получения новой информации.
Сущность проблемы — это противоречие между известными фактами и их осмыслением в теории, между различными объяснениями различных фактов.
Научная проблема не может выдвигаться произвольно, а является результатом досконального изучения состояния практики и научной литературы, что отражает противоречия познавательного процесса на его определенном этапе.
Источником проблемы в большинстве случаев являются узкие места, конфликты, которые рождаются в практике. Соответственно появляется потребность их преодоления, которая отражается в выявлении насущных практических задач. Таковы задачи устранения разрыва между формальными и неформальными молодежными структурами, обученностью и воспитанностью, координации усилий школы, профилактики трудновоспитуемости, семьи и прочих воспитательных институтов и т. п. Непосредственно побуждением к анализу, поискам могут стать успехи эффективного преодоления трудностей. Но и в таком случае основой поиска остаются противоречия, осознаваемые как некие барьеры на пути к заданной цели, только уже преодоленные. Чтобы перейти от практики к научной проблеме, необходимо осуществить, как минимум, две процедуры:
- Определить необходимость в тех или иных научных знаниях, для решения данной практической задачи;
- Установить, наличие знаний в науке. Если таковые имеются и необходимо их всего лишь систематизировать, и использовать, то научной проблематики не возникает. Если необходимых знаний не достаточно, или они не полные или не точные, то возникает проблема. Для ее определения и дальнейшего решения требуется лучше изучить то, что известно по данной теме, и смежным вопросам. Для решения практических задач необходима разработка комплекса теоретических и прикладных проблем, и наоборот, разрешение крупной научной проблемы обычно позволяет решить не одну, а целый ряд практических задач.
Заключение в вопросе любых противоречий должно прямо или косвенно отражаться в теме, формулировка которой одновременно способна фиксировать и определять этап уточнения и ограничения рамок любой проблемы.
Проблема иногда заключается в теме и имеет завуалированный вид, т. е. её можно обнаружить только после расшифровки (истолкования).
Процесс формулирования темы исследования
При отборе темы научного исследования можно использовать следующие приемы:
- исследование состояния разработок в науке, что дает возможность установить содержание темы, а также связь с тенденциями развития предмета и науки, для этого необходимо выявить: - знания, определенные учеными и проверенные практикой; - вопросы, которые недостаточно разработаны и требуют дискуссии; - нерешенные вопросы, которые зафиксированы в литературе, или возникли в ходе выбора тематики.
- знакомство с новыми результатами исследований в смежных областях, что дает возможность найти новые решения;
- оценка разработок методов исследования, при этом рекомендуем обратить внимание на возможность применения методов других наук;
- пересмотр уже известных решений с помощью инновационных методов, с новых позиций, на более высоком уровне.
При выборе темы научного исследования необходимо учитывать следующие критерии: новизна, эффективность, актуальность, соответствие профилю, перспективность, наличие теоретической базы, степень соответствия темы.