Инновации в педагогике
Инновации в педагогике предполагают введение различных новшеств в практику работы (приставка «ин» означает вторжение вовнутрь конкретной среды, в данном случае образовательной).
Само понятие «новшество» подразумевает систему или же отдельную ее часть, позволяющую эффективнее реализовывать поставленные задачи, соответствующие современным тенденциям развития общества.
Инноваторские процессы - это всегда процессы происхождения, развития, проникания в широкую практику всевозможных нововведений. В образовании субъектом как носителем этого процесса выступает, прежде всего, педагог-новатор и целые новаторские коллективы.
В общем смысле новаторами принято называть всех людей, работающих нетрадиционно, с творческим подходом к своей деятельности, стремящихся к обновлению арсенала своих методов и средств. В более подробном смысле новатором выступает создатель новой педагогической системы, то есть совокупности взаимосвязанных идей, соответствующих технологий и целостных концепций. В педагогической науке новаторами по праву называют С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Ш. А. Амонашвили, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова и других. Их педагогические идеи не только разработаны в теории, но и апробированы на практике с положительными результатами, в связи с чем стали известны во всем мире и являются актуальными и по сей день.
В настоящее время инноваторской работой занимается значительно большое количество человек: это и научные сотрудники, педагоги ВУЗов, учителя и воспитатели. Этих креативных личностей можно с уверенностью назвать изобретателями, модернизаторами в педагогической сфере. Они не создавали и не обосновывали собственных педагогических систем, но значительно усовершенствовали отдельные элементы учебно-воспитательного процесса, а порой и применяли принципиально новые методики, полученные путем комбинирования существующих подходов и концепций. Это также позволило им добиться максимально эффективных результатов в своей работе.
Деятельность всех педагогических работников разных категорий тесно связана с развитием инноваторского направления психолого-педагогической науки, несущей в практику свежие идеи, содержание, обновленные технологии, что, в свою очередь, составляет непрерывный инноваторский педагогический поток.
Как известно, все новое ассоциируется с понятием современного. Однако, не всегда оно всецело тождественно понятиям «передовое», «прогрессивное». Зачастую все прогрессивное имеет внутреннюю структуру традиционного, созданного и применяемого уже давно. В педагогической практике это особенно наглядно: вера в человека, ориентация на его гораздо лучшие стороны, умение разговаривать и сотрудничать, обобщающие и репродуктивные методики изучения, воспитательная роль коллектива и много другое. Все это не новое, оно лишь было усовершенствовано, преобразовано с учетом современных образовательных условий.
Цикл педагогических нововведений
Педагогические нововведения имеют собственный цикл развития. Он представляет собой несколько этапов:
- возникновение,
- стремительный подъем, борьба с оппонентами и критиками,
- зрелость,
- насыщение, связанное с продвижением в практику,
- упадок,
- финиш (снятие нововведения).
В процессе прохождения жизненного цикла вскрываются противоречия самого нововведения и его взаимодействия со средой, разрешение которых или гармонизирует дела, или приводит к отрицанию самого нововведения, его упадку.
Между теоретическими и практическими нововведениями в прохождении своих циклов существует небольшая разница, некое своеобразие, обоснованное характером нововведения. Так, теоретические новшества начинают свой путь с создания новой концепции, направленной на применение в конкретных условиях и обстановке. Затем она расширяется за счет увеличения полей ее использования. При этом зачастую концепция приобретает оттенок всеобщности применения (теория поэтапного формирования умственных деяний, деятельностный подход, проблемное и программированное обучение и другие). Требования на универсальность лишь вредят осмысленному применению предписанных концепций. Постепенно концепция апробируется и принимается практикой, дает конкретные результаты. В случае, когда результаты незначительны или вовсе не приносят положительного эффекта, концепция идет на спад (например, теория оптимизации). Но порой концепция лишь улучшается и подтверждается практикой, успешно адаптируется к меняющимся условиям. Тогда после некоторого времени встает вопрос о ее преобразовании, интеграции с иными доктринами.
Функции образовательных инноваций
Отличительной чертой современного прогрессивного образования считается его инноваторский характер, связанный с реализацией определенных функций:
- аксиологическая функция (раскрытие личностного потенциала учащихся с учетом ценностных ориентаций);
- гуманизация и гуманитаризация содержания образования (поиск новых критериев отбора содержания образования, введение в практику образования курсов и программ, отвечающих передовым образовательным требованиям);
- увеличение производительности управления (подготовка для образовательных учреждений руководителя-новатора, постоянно стремящегося к новым аспектам в образовании, предоставляющего своим педагогическим работникам возможности для реализации актуальных задач, а также для профессиональной и личной самореализации);
- увеличение профессиональной компетентности преподавателей (создание реальных условий для творческой работы педагога, мотивация его продуктивной деятельности);
- информационная функция (обеспечивание школы нужными справочными, методическими, информационными материалами, средствами и системами, подходящими программными продуктами, обеспечивающими развитие образовательной среды);
- функция сохранения и поддержания здоровья (создание условий для поддержания и укрепления физического, психического, духовно-нравственного здоровья детей в образовательном процессе);
- функция модернизации финансово-хозяйственной работы (поиск эффективных финансово-хозяйственных средств для полноценного функционирования образовательного учреждения).