Организация исследования
Организация исследования зависит от многих условий, но больше всего — от его вида, т. е. от того, представляется ли оно коллективным, комплексным или индивидуальным.
Остановимся на самом непростом с точки зрения организации варианте исследования — коллективном комплексном исследовании.
Первый шаг — ориентировочный. Этот шаг подразумевает беспристрастный разбор и оценку образовательной ситуации в стране, регионе, городе или микрорайоне, исследование социального заказа общества и государства образованию, запросов жителей, запросов и насыщенности рынка образовательных услуг, поиск возможных «социальных ниш» для предложения образовательных услуг, оценку успехов, проблем и достижений, которые стоят перед коллективом или органами управления.
Данный шаг реализовывает организатор и вероятный руководитель коллективного поиска с группой своих помощников-активистов, в окружении которых весьма целесообразно иметь представителей основополагающих направлений планируемого комплексного эксперимента: социолога, демографа, психолога, ученого-педагога, педагогов-предметников, педагога-технолога, валеолога и др. (тут возможны разные варианты).
Второй шаг — диагностический. Исследуется степень развития интересующих ученых преподавательских процессов и явлений, исторический и современный навык решения подобных (или близких) проблем. К изучению на данном шаге привлекается наиболее большой круг профессионалов, в основном применяются уже пользующиеся популярностью (стандартные) приемы и технологии.
Третий шаг — постановочный. Вырабатываются начальные теоретические позиции, миссии и проблемы поиска, задумывается модель будущего, перестроенного состояния изучаемого учреждения, процесса, системы, их новое «лицо». Происходит формирование основных мыслей и плана переустройства, отбор «носителей» инноваций, планируются технологии внедрения нового и отслеживания действенности инноваций. На данном шаге сочетаются персональная творческая активность организаторов поиска, отвечающих за его самостоятельные направления, и совместную деятельность (обсуждения вопроса, защиты проектов, интеллектуальный штурм, дискуссии). Составляются концепции и своего рода сценарный проект (программа, исследовательский проект) поиска.
Желательно, после предварительного установления главных характеристик исследования, заняться решением организационных задач, если они не были разрешены прежде.
На данном шаге необходимо подумать о совершенствовании морально-психологического климата, о мотивации педагогических работников проводить педагогический поиск, а также о кадровом, материально-техническом, финансовом (т.е. ресурсном), управленческом, психологическом и педагогическом обеспечении поиска. Первостепенная цель данного шага — оптимизация обстоятельств для творческого поиска.
Четвертый, преобразующий, основной по времени и размеру работы шаг изучения. Выполняется задуманная работа: испытание, формирование и реализация авторских программ и планов, введение усовершенствованных способов, моделей управления и т. д. Неповторимое значение приобретают обучение кадров методу экспериментальной работы, реализация научного и научно-методического поддержания преобразований. Обязаны интенсивно работать секции, кафедры, исследовательские проблемные лаборатории, творческие группы, во всю силу двигаться обмен опытом работы, общий поиск лучших решений (совещания, советы специалистов, консилиумы, и т.д.).
Пятый, завершающий шаг содержит окончательную диагностику, вывод, интерпретацию и оценку результатов, демонстрация окончательного аналитического отчета о проведенной работе, публикации в педагогической печати, внедренческие документы (учебные планы, рекомендации, программы, положения и т.д.). Материалы делают исполнители, руководители направлений, а обобщает и демонстрирует руководитель исследовательской работы.
Основное содержание исследовательского проекта
Основное содержание исследовательского проекта — раскрытие содержания звеньев предстоящего проведение эксперимента.
Наравне с этим в проекте должны быть отображены проблемы материального, организационного и кадрового оснащения поиска, условия риска и технологии возмещения вероятных упущений, форма представления итога, кроме того содержание и технологии управления опытно-экспериментальной работой.
Самостоятельные блоки логичной проработки плана или программы имеет смысл детальнее исследовать в других документах, образующих в комплексе с исследовательским проектом (программой) пакет документов, которые обеспечивают исследовательский процесс и представляемых вначале на экспертизу, а потом на утверждение в городские, районные или областные органы власти или управления.
Организация формирования плана развития приблизительно включает в себя следующие части:
- Разработка технологического задания для исполнителей.
- Образование группы составителей программы.
- Лицензирование
- Аттестация.
К необходимым условиям творческого поиска, возможно, причислить следующие:
- довольно большой авторитет учреждения;
- не очень большое число;
- занятия в школе в одну (первую) смену;
- наличие материальных условий;
- запас свободного времени у участников исследования;
- чрезвычайно необходимы контакты с научными коллективами (подразделениями НИИ , кафедрами вузов и др.).
В случае если необходимые условия поиска не вполне удовлетворяют условиям, это формирует лишние трудности, но отнюдь не исключает вероятности удачного ведения поиска.