Общее понятие мониторинга
Наблюдение в процессе обучения как сравнительно самостоятельный этап совершает взаимосвязанные образовательную, развивающую и воспитательную функции.
Чтобы руководить педагогической системой и качеством образования требуется определенная система информации. Воссоздать ее можно, основываясь на мониторинге.
Слово «мониторинг» произошло от лат. monitor – напоминающий, наблюдающий. Сначала этот термин часто применялся в экологии и им обозначали контроль, оценку и предсказывание состояния окружающей среды в связи с экономической направленностью человека. За последний период времени данный термин получил более широкое значение.
Теперь таким словом называют регулярный контроль действий с целью обнаружения его соответствия ожидаемому результату или первоначальным доводам.
В настоящее время контроль активно используется в других науках, в том числе в педагогике и психологии.
А.С. Белкин изображает мониторинг как постоянное научно обусловленное диагностико-прогностическое наблюдение за образовательным процессом.
Э.Ф. Зеер расценивает мониторинг как процесс прослеживания положения объекта (системы или сложного явления) при помощи постоянного или периодично повторяющегося сбора сведений, которые представляют собой множество достоверных основных показателей.
Мониторингом пользуются тогда, когда в создании какого-либо процесса нужно регулярно следить за происходящими в реальной предметной среде явлениями с тем, чтобы вовлекать достижения текущих наблюдений в процесс управления.
Понятие «мониторинг» схоже с такими общенаучным педагогическим и психологическим понятиям, как «обратная связь», «рефлексия», «контроль», «аттестация». Но, по мнению Э.Ф. Зеера, все эти понятия являются единичными компонентами контроля или его отдельными случаями.
Контроль исследования
Исследователь нуждается в постоянном отслеживании процесса преобразования, объективных данных об итогах работы. Получение, отработка и изучение предоставленной информации, предоставляющие возможность исследовать, расценивать и вносить поправки в дальнейшую работу, образуют содержимое мониторинга. Основу мониторинга представляет диагностическая система. Чтобы ее осуществить, необходим отбор критериев (обобщенных показателей). Исходя из содержания работы образовательного учреждения или их методов, преимуществом обладают разные критерии, но, несмотря на это, есть необходимость принимать во внимание следующие признаки успешности:
- образовательный,
- социологический,
- индивидуально-личностного развития,
- воспитанности,
- здоровья
- психологического комфорта.
В чем же их содержание?
Образовательный критерий:
- уровень успеваемости, прежде всего, по основным предметам и курсам, который определяется по числу отличников, одержавших победу в олимпиадах, конкурсах. Количество зачисленных абитуриентов в вузы на госбюджетные места, по успеваемости;
- число учеников, привлеченных в творческую и исследовательскую деятельность;
- основательность, регулярность и результативность познаний, степень усвоения деятельностью (ознакомление, повторение, алгоритмическая деятельность, творческий поиск и изменение); степень трудности поставленных задач.
Социологический критерий:
- фактические средства независимого выбора учащегося в пределах школы (выбор преподавателя, степени и профиля обучения, самостоятельной деятельности по интересам и т.д.);
- приспособление ученика к микросреде (коллектив, место проживания, внутри семьи); его способности выстраивать взаимоотношения в команде;
- приспособление выпускников школы: эффективность подготовки в вузах и средних специальных учебных заведениях; адаптация к условиям социальной среды (способность к соперничеству, социальная стойкость, освоение определенного рода деятельности и достижение успехов в профессиональной деятельности и др.);
- престижность учебного заведения в глазах родителей, руководителей производства, конкурс при поступлении в школу;
- нарушения и отклонения (девиантное) в поведении школьников;
- степень профессионального роста классных коллективов.
Критерий индивидуально-личностного развития:
- ширина и постоянство интересов, общекультурное развитие, которое выявляется в баллах, взаимоотношениях, действиях.
- оценка степени осознания, требования, эмоциональной области;
- адекватность самооценки;
- уровень общительности, сочувственности, соучастия, способность сопереживать и «сорадоваться», сознавать и воспринимать других людей, терпеливость и преданность;
- степень самореализации (осуществление личностных способностей);
- выраженность самостоятельного стиля работы и черт характера;
- развитость понимания, творческой фантазии, образной памяти, эстетического вкуса, художественной проницательностью, творческих умений (личных качеств), устремление к гармоничности.
Критерий воспитанности:
- сформированность гражданского правосознания, любви к родине, вселенского осознания, социальной обязательности и активности;
- критерии сформированности нравственных целей и нравственного поступка;
- формирование экологической культуры человека;
- развитие терпимости, желание прийти на помощь другим людям;
- преобладание вредных привычек;
- факты несоответствующего нормам поведения и наличие правонарушений;
- уровень организованности классных коллективов.
Валеологический критерий (критерий здоровья):
- степень психического и физического состояния здоровья, формирование главных функций и систем организма по отношению к возрастной норме;
- различные болезни (степень резистентности и общие показатели по школе);
- разделение школьников по категориям здоровья;
- объем и качество услуг, содействующих сбережению здоровья и лечению.
Критерий психологического комфорта:
- уровень оптимизма, безопасности, убежденности в следующем дне, позитивного или негативного отношения к школе, окружению, учению в целом, воодушевленное состояние;
- степень беспокойства;
- отношение между людьми, социальное процветание.
Степень успешности, несомненно, напрямую связаны с профилем образовательного учреждения.