Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Проблемы методического мониторинга в библиотеках

Методический мониторинг в библиотеке: сущность, принципы, объекты

Работа методических служб библиотек является важной частью развития библиотечных процессов в отечественной практике. Она сложилась еще в советском библиотечном обслуживании и существовала наряду с командно-административной моделью руководства деятельностью библиотек, нося обязательный и императивный характер. В новых реалиях характер методического руководства библиотеками можно характеризовать как вариант «мягкого» управления, основанный на реализации консультационной, диагностической и инновационной помощи, однако необходимость в методической поддержке остро ощущается библиотекарями-практиками, сталкивающимися с новыми вызовами информационного общества.

Определение 1

Методический мониторинг представляет собой часть аналитической деятельности методической службы библиотеки, он основан на непрерывном и систематическом изучении основных показателей деятельности библиотек, установлении их закономерностей и связей и использовании данных, полученных в результате анализа, для совершенствования деятельности библиотек.

Принципы методического мониторинга включают:

  1. Научность и объективность сбора данных, использование количественных и качественных показателей деятельности библиотек региона в совокупности.
  2. Системность исследования, охватывающего разные аспекты библиотечной деятельности.
  3. Непрерывность и последовательность методического изучения библиотечной деятельности.
  4. Динамизм, способность трансформироваться под влиянием изменений, происходящих в библиотечной практике.

Объектами мониторинга в библиотеках со стороны методической службы становятся различные аспекты их деятельности:

  1. Состояние и развитие региональных и муниципальных библиотечных сетей.
  2. Динамика и показатели использования книжных фондов библиотек.
  3. Характер информационно-библиотечного обслуживания пользователей.
  4. Деятельность по формированию электронных ресурсов.
  5. Инновационная деятельность библиотек.
  6. Материально-техническое развитие и оснащение, степень компьютеризации и автоматизации библиотечных процессов.
  7. Кадровый потенциал библиотек.
  8. Развитие институтов и инструментов публичной репрезентации деятельности библиотек.
  9. Особенности финансового обеспечения деятельности библиотек.
«Проблемы методического мониторинга в библиотеках» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Проблемы методического мониторинга в библиотеках

Проблемы методического мониторинга библиотек представляют собой объективные трудности в изучении библиотечной деятельности, которые возникают в ходе методической оценки их работы.

Проблемы в сфере методического мониторинга обусловлены рядом факторов, среди которых можно выделить наиболее существенные:

  1. Проблема построения системы методического мониторинга всех библиотечных процессов, а не только отдельных его звеньев.
  2. Проблема развития и совершенствования научно-исследовательской базы библиотечных методических центров.
  3. Проблема создания методической базы информационных ресурсов, необходимой для изучения библиотечных процессов.
  4. Проблема обработки, анализа и использования накопленных данных о работе библиотек в методической и инновационной деятельности методических центров.
  5. Проблема создания и использования в практике работы методических служб специального поискового аппарата, позволяющего находить нужные сведения и использовать их в методической работе.
  6. Проблема совершенствования прикладных методов библиотечного мониторинга и повышения их эффективности.
  7. Проблема описания результатов исследования в прикладном ключе.
  8. Проблема подготовки методических кадров, которые способны эффективно реализовывать методические задачи.

Традиционно методические центры осуществляют изучение деятельности библиотек региона по результатам какого-либо периода. Так, аналитическое исследование библиотечной деятельности происходит в отчетные периоды, которые совпадают с окончанием календарного года. По результатам изучения представленных библиотеками статистических данных, текстовых отчетов, финансовых документов сотрудники методической службы делают выводы о состоянии и развитии системы библиотечного обслуживания в регионе.

Остро стоящая перед методистами проблема развития инструментария библиотечного мониторинга предполагает совершенствование форм отчетности, а также применяемых при оценке работы библиотек методов. В частности, количественные показатели, на которые делается акцент при исследовании библиотечных процессов, должны отжать реальные качественные изменения, для чего необходимо выработать четкие критерии, указывающие на связи количественных данных с сущностью характеризуемых ими процессов.

Непрерывность мониторинга предполагает отход от модели исследования библиотечной статистики. Важнее всего отслеживать изменения, которые происходят в определенный период, а также их динамику и сущность, чтобы понимать основные аспекты развития библиотеки и предлагать необходимые в данной ситуации методические решения.

Таким образом, методический мониторинг библиотечной деятельности, направленный на систематическое ее изучение, является часть управленческих процессов и способствует эффективному развитию библиотеки.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 27.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot