Понятие методологии
Развитие науки возможно при постоянном пополнении ее новыми фактами. Для накопления и объяснения данных фактов необходимы научно-обоснованные методы исследования, зависящие от теоретических принципов, получивших название «методология».
Часто понятие «методология» воспринимается как что-то абстрактное и далекое от реальной образовательной практики. Это не так, потому что методология представляет собой систему принципов и способов организации, построения теоретической и практической работы.
Методология педагогики – наука о методах, которая ориентирована на внутренние механизмы, логику развития и организации педагогического процесса. Методология основывается на научных идеях, которые определяют смысл всей педагогической деятельности, способы личного и профессионального самоопределения субъектов педагогической науки в постоянно меняющейся социо-культурной ситуации.
Научная методология любой науки и практической деятельности, построенной на ее основе раскрывается через специфические, самостоятельные подходы. В педагогике такими подходами являются:
- системный,
- личностный,
- культурологический,
- деятельностный,
- этнопедагогический,
- полисубъектный,
- антропологический.
Системный подход
Одним из базовых методологических принципов в педагогике является системный подход, который заключается в том, что самостоятельные элементы рассматриваются не отдельно, а в их взаимосвязи с другими.
Системный подход предоставляет возможность выявить общие свойства и качественные характеристики обособленных элементов, которые составляют систему. Системность – ключевая характеристика педагогических процессов и явлений.
Согласно системному подходу система характеризуется определенными особенностями, в частности:
- целостностью, когда свойства целого не сводятся к механической сумме всех его элементов, при этом каждый элемент имеет свое место и функции в системе;
- структурностью, при которой работа системы обусловлена не только особенностями отдельных компонентов, но и свойствами целой структуры;
- иерархичностью, когда отдельный элемент системы может рассматриваться как самостоятельная подсистема;
- взаимозависимостью между системой и средой, при которой система работает и развивается во взаимодействии со средой;
- множественностью описаний.
Подход к образовательным системам должен быть целостным. Педагогической системе нельзя навязывать способы поведения и развития. Необходимо выбирать и активно стимулировать один из возможных в определенных условиях вариантов, рассчитывая на самоуправляемый процесс.
Деятельностный подход
Деятельность представляет собой целесообразное преобразование человеком окружающей действительности. Начальная форма данного преобразования - это труд. Вся материальная и духовная деятельность человека является производной от труда и несет в себе его главную черту – творческая трансформация окружающего мира. Преобразуя мир, человек изменяется сам, проявляясь в качестве субъекта своего развития.
Формирование и проявление личности в деятельности личность – это еще не деятельностный подход. Деятельностный подход требует работы по определению и организации деятельности ребенка, по его переводу в позицию субъекта познания и труда. Это предполагает обучение ребенка выбирать цель и планировать деятельность, организовывать и регулировать ее, контролировать, проводить самоанализ и оценивать результаты деятельности.
Полисубъективный подход
П[Определение] олисубъектный подход основывается на том, что человеческая сущность на много богаче и сложнее, чем деятельность, которую он ведет, поэтому она не может отождествляться с ней. [/Определение]
Свое человеческое и гуманистическое содержание личность обретает в общении с другими. Здесь она является продуктом и результатом общения с окружающими людьми. Поэтому личность следует рассматривать как систему присущих ей отношений и носитель взаимоотношений социальной группы.
Диалогический,личностный и деятельностный подходы в единстве составляют основу методологии гуманистической педагогики. Применение данных принципов делает возможным создание психологического единства субъектов, за счет которого творческий процесс саморазвития и взаиморазвития приходит на смену объектному воздействию.
Культурологический подход
Культурологический подход обусловлен связью индивида с культурой как системой ценностей. Человек несет в себе часть этой культуры и является творцом ее новых элементов.
Этнопедагогический подход
Воспитание, опирающееся на национальные традиции, культуру, обрядность, обычаи и привычки – это основное условие реализации этнопедагогического подхода к организации педагогического процесса. Задача педагогов заключается в том, чтобы одновременно изучать, формировать данную среду и использовать ее воспитательный потенциал.
Антропологический подход
Антропологический подход был разработан и обоснован К.Д.Ушинским. Под антропологическим подходом он понимал системное применение данных из всех научных областей о человеке, их учет при реализации педагогического процесса.