Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Исследовательские методы и методики

Понятие исследовательских методов и методик

В ходе любого исследования применяются определенные методы методики, образующие в совокупности целостную систему. Она представляет собой комплекс теоретических и эмпирических способов, связь которых позволяет с самой большой достоверностью обследовать такой сложный, многосторонний и функциональный объект, как педагогический процесс. Использование определенных методов и методик позволяет со всех сторон исследовать проблему, изучить все ее аспекты и характеристики.

Определение 1

Методы педагогического исследования - это самостоятельные приемы изучения педагогических явлений и процессов, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей и взаимоотношений, а также с целью построения и обоснования научных концепций.

Виды исследовательских методов и методик

Исследовательские методы и методики весьма многочисленны и разнообразны. В самом общем смысле их можно поделить на 3 основные группы:

  1. методы исследования педагогического опыта (эмпирические)
  2. методы теоретического исследования
  3. математические и статистические методы.

Методы исследования педагогического опыта представляют собой приемы работы по изучению реально складывающегося опыта организации образовательного процесса. Исследуется как передовой опыт, так и опыт рядовых учителей. Их проблемы зачастую отображают настоящие противоречия педагогического процесса, назревшие либо назревающие трудности. При этом чаще всего используются наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, анализ письменных, графических и творческих работ учащихся, педагогической документации в целом.

Исследовательские методы и методики

Рисунок 1. Исследовательские методы и методики

«Исследовательские методы и методики» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Наблюдение как метод исследования в педагогике применяется довольно часто и представляет собой целенаправленное восприятие педагогической действительности, в ходе которого изыскатель получает точный фактический материал. При этом проводятся записи (протоколы) исследований. Перед началом наблюдения, как правило, составляется план с выделением точных объектов исследования, по которому строится дальнейший процесс. По своей структуре наблюдение проходит ряд этапов:

  • определение задач и цели;
  • выбор объекта, предмета и ситуации;
  • выбор метода исследования;
  • выбор методов регистрации наблюдаемого;
  • обработка и интерпретация приобретенной информации.

По виду различают наблюдение включенное, когда изыскатель становится членом той группы, в какой проводится наблюдение, и невключенное, когда наблюдение проводится со стороны; открытое и закрытое; сплошное и частичное. В целом, наблюдение - это чрезвычайно доступный и простой метод исследования, но он имеет некоторые недочеты, связанные с тем, что на результаты исследования могут оказывать воздействие личные особенности самого исследователя.

Беседа может быть как самостоятельным методом исследования, так и вспомогательным, применяемым с целью получения важной информации или же объяснения того, что осталось неясным при наблюдении. Она также ведется по заранее подготовленному плану с перечнем вопросов, которые следует задавать. Однако запись ответов, как правило, не фиксируется, то есть беседа проводится в свободной форме.

Разновидностью беседы считается интервьюирование, привнесенное в педагогику из социологии. Здесь исследователь придерживается заблаговременно намеченных вопросов, задаваемых в некой последовательности, а все ответы открыто записываются.

Анкетирование является весьма популярным методом психолого-педагогического исследования. Это способ группового сбора материала при помощи анкеты, состоящей из ряда вопросов, на которые исследуемые представляют письменные ответы. Если беседа и интервью проходят в процессе прямого общения, то анкетирование напротив, называют заочным выборочным опросом.

Результативность данных методов во многом зависит от содержания и текстуры задаваемых вопросов. В связи с этим к составлению вопросника следует подходить очень серьезно, продумывать все детали, своевременно корректировать их.

Значимый материал может дать исследование продуктов деятельности учащихся: письменных, графических, творческих и контрольных работ, рисунков, чертежей, тетрадей по отдельным дисциплинам и т. д. Данные материалы могут предоставить объемную информацию о личности учащегося, его индивидуальных особенностях работы, о достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области. Исследование школьной документации (личных дел учащихся, медицинских карт, классных журналов, дневников, протоколов собраний и т. д.) вооружает изыскателя объективной информацией, характеризующей реальный педагогический процесс.

Большую роль в психолого-педагогических исследованиях играет педагогический эксперимент как исследовательская деятельность с целью выявления причинно-следственных связей в педагогических явлениях. Он подразумевает моделирование педагогического действия; активное влияние на него самого исследователя; измерение эффектов педагогического воздействия и взаимодействия. Различают естественный и лабораторный эксперименты, которые отличаются условиями проведения. Кроме того, педагогический эксперимент может быть констатирующим, (устанавливающим реальное состояние дел) или же преобразующим (когда ведется целенаправленная его организация для определения различных критериев развития отдельного школьника или классного коллектива в целом). Сложность экспериментального метода в том, что необходимо в совершенстве обладать техникой его проведения, уметь устанавливать контакт с испытуемыми.

Среди теоретических методов следует назвать, прежде всего, теоретический анализ - выделение и обсуждение отдельных сторон, отличительных черт, параметров педагогических явлений. Анализируя отдельные прецеденты, группируя, систематизируя их, выявляется общее и различное, устанавливается единый принцип или же правило.

Теоретические методы важны для определения задач, формулирования гипотез и для оценки собранных материалов. Они тесно связано с исследованием различной литературы: педагогических трудов классиков, историко-педагогических работ и документов, периодической педагогической печати, художественной литературы о школе, справочной педагогической литературы, учебников и методических пособий. Работа с литературой подразумевает применение таковых методов, как составление библиографии, реферирование, конспектирование, аннотирование, цитирование. Это позволяет выяснить, какие стороны и вопросы уже достаточно изучены, а какие нуждаются в дополнительном исследовании. Математические и статистические методы в педагогике используются для обработки приобретенных данных, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями в виде графиков, диаграмм, таблиц. Они могут помочь оценить результаты работы, увеличивают надежность выводов, предоставляют основания для теоретических обобщений.

Замечание 1

Следует отметить, что перечисленные методы педагогического исследования применяются не в отдельности, а в совокупности, дополняя друг друга.

Дата последнего обновления статьи: 04.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot