Вопросы практической диагностики
Такие этапы психолого-педагогического исследования, как подготовка, проектирование и планирование, обязательно влекут за собой практическую часть с диагностикой и преобразованием. В ходе этого процесса могут возникать заранее предвиденные и неожиданные проблемы, условия исследования и поиска ответов на поставленные вопросы могут меняться, кроме того, возможны кадровые конфигурации. Все это делает практическую часть исследования сложной и трудоемкой, даже с учетом правильно продуманной организации и одобренных проектов.
Диагностика, исследование состояния и вариантов развития изучаемых процессов и явлений сопутствует всему процессу поиска, сопровождает его, но особенно выделяют начальную и завершающую диагностику, требуемую для ориентации поиска и определения его производительности.
Фактически же психолого-педагогическая диагностика представляет собой определение высококачественных и количественных характеристик изучаемых объектов на базе принятых критериев и признаков при помощи известных методик, а также на базе конструирования и разработки новых.
Помимо этого к практической диагностике можно отнести исследование накопленного опыта, аспекты решения конкретных проблем. В целом - это система исследовательских процедур, осуществляемая при помощи самых разнообразных способов изучения, исследовательских методов и методик.
Этапы практической диагностики и преобразования
Поисковый, преобразующий, этап психолого-педагогического исследования по своей сущности непосредственно связан с внедрением в педагогический процесс запланированных новшеств, нововведений, каких-либо инноваций. Данный процесс весьма специфичен, его содержание зависит от целей, предмета, тематики изучаемых вопросов, характерных черт предполагаемых нововведений, а также степени готовности применения их на практике. В том случае, когда работа достаточно объемна и продолжительна, ее целесообразно подразделить на определенные этапы:
- апробирование новых программ обучения
- освоение инновационных технологий
- анализ применяемых методик обучения и воспитания учащихся, новых приемов работы.
На каждом этапе ориентируется содержательная сторона нововведений, сроки и их конкретные технологии. При этом любой этап заключает в себе непосредственно практический аспект и исследовательский. Однозначно главенствующим будет выступать практический аспект, который может давать обучающий, воспитывающий, консолидирующий результаты, но в то же время он тесно связан и с исследовательским аспектом, поскольку так или иначе приближен к решению исследовательских задач, углублен в предмет поиска.
Функции практической диагностики и преобразования
В ходе психолого-педагогического поиска должно быть организовано квалифицированное управление этим процессом. В частности, управление практической диагностикой и преобразованием представлено в виде научно-методического контроля, выполняющего несколько заданных функций.
- Функция диагностики и целеполагания. Она заключается в осознании того, что было создано на предшествующем этапе, какой уровень развития достигнут, чем овладел исследователь, какие условия были созданы, какие исследовательские задачи были решены, а какие нет, какие исследовательские знания, умения и навыки приобретены в ходе опытно-поисковой работы. В итоге обобщаются и корректируются исследовательские задачи, предполагаются проекты их решения. Не решенные на предшествующем этапе задачи, как правило, переносятся на следующий этап исследования.
- Функция уточнения логики и процедуры исследования. Она тесно связана с предыдущей функцией, однако здесь более подробно прорабатываются внедряемые в практику новшества, обсуждается четкая последовательность действий, их координация и синхронизация.
- Функция прогнозирования результатов. В данном случае исследователь строит некую модель того, что и как должно получиться в итоге исследовательского поиска, иными словами, какими будут результаты работы. Для этого составляется примерный план, выявляются стимулирующие мотивы деятельности, активно ведется обсуждение всех деталей. Прогностическая функция может осуществляться как в персональном творчестве, так и в коллективной деятельности.
- Функция практического переустройства. Данная функция представляет собой «запуск» того новшества, из-за которого проводилась вся предварительная работа. Здесь возможна конкретизация поручений, оперативная поддержка, оптимизация различных критериев и приведение в действие источников творческого поиска.
- Функция стимулирования поиска и изучения кадров. Эта функция способствует креативному раскрепощению педагогов-исследователей, преодолению неуверенности в собственных силах, снятию эмоциональных «барьеров», углублению мотивации поисковой работы. Вводится нравственное и материальное стимулирование исследовательской работы, поддерживаются персональная психологическая поддержка юных изыскателей и проводится постоянное изучение кадров по существу исследуемой проблемы и по методологии.
- Функция анализа, обобщения, апробации и представления результатов. Основные задачи при реализации этой функции: выявить решающие положительные или отрицательные моменты работы, соотнести внутренние и внешние факторы развития, отразить взаимосвязь плана, содержания, средств и последствий исследовательской деятельности. Все это позволяет сделать выводы о проделанной работе, а затем перейти к апробации и оформлению результатов: написанию докладов, советов, заметок, книг, пособий, диссертаций.
- Функция коррекции. Она непосредственно вытекает из анализа полученных результатов и оценки производительности аппарата и процедур исследования. Здесь вполне возможно внесение некоторых необходимых изменений и дополнений в практическую работу, логику и методы исследования.
Перечисленные функции реализуются последовательно и составляют содержательное обоснование каждого этапа исследования, но некоторые из них действительны на протяжении всего периода психолого-педагогического поиска.