Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методы исследования и диагностики в социальной педагогике

Сущность и предмет социальной педагогики

Определение 1

Социальная педагогика – это одна из отраслей педагогической науки, которая исследует проблемы личностного становления человека внутри социума на разных стадиях его возрастного развития, сферы его окружения и особенности прохождения трудовых и других типов деятельности, а также занимается разработкой соответствующих педагогических методик и технологий, ориентированных на индивидуальное развитие каждой отдельной личности, формирование ее качеств и навыков социальной адаптации.

Диагностика представляет общий способ получить исчерпывающую информацию об изучаемом процессе или объекте.

Структура работы социального педагога объясняется влиянием массы факторов и зависит от ситуаций, с которыми сталкивается педагог в своей практической деятельности, от конкретных возможностей специалиста, от психологических особенностей участников педагогического взаимодействия. В наиболее общем виде схема практической деятельности социального педагога выглядит следующим образом: выявить проблему – сформулировать диагноз – проанализировать – выстроить план вмешательства – осуществить вмешательство – оценить результаты.

Методы исследования и диагностики в социальной педагогике

Структура методов диагностики и исследования в первую очередь применяемых в социальной педагогике, состоит из наблюдения, опроса, анкетирования, тестов-опросников, эксперимента, метода незаконченных предложений, метода полярных профилей и проблемных ситуаций, социометрии и контент-анализа.

Наблюдение – это целенаправленный и фиксируемый определенным образом процесс восприятия исследуемого объекта, социально-педагогического явления или процесса.

Посредством использования данного метода может быть получена обширная информация о человеке. Наблюдение нельзя заменить там, где не разработаны или невозможно применить стандартизированные процедуры. Метод наблюдения играет особенно важную роль в процессе изучения психологических особенностей детей, так как дети, в качестве объекта исследования представляют, по сравнению со взрослыми людьми, гораздо больше затруднений.

Р. Кеттелл сформулировал основные правила организации наблюдения:

  • поведение испытуемого должно оцениваться в нескольких ситуациях;
  • необходимо заранее определить черты личности или поведенческие особенности, которые будут оцениваться;
  • экспериментатору необходимо предварительно натренироваться в такой оценке;
  • наблюдение должно быть беспристрастным;
  • оценка одного испытуемого должна проводиться не менее, чем 10-ю наблюдателями, а окончательная оценка должна быть представлена средним из наблюдений.
«Методы исследования и диагностики в социальной педагогике» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным, открытым и конспиративным, лонгитюдным и ретроспективным. Наблюдение – довольно трудоемкий метод, требующий большого профессионализма наблюдателей и тщательной подготовки.

Устный и письменный опрос – это метод сбора первичных данных на основании вербальной коммуникации. В процессе опроса изучают отношение человека к тому или иному событию или явлению в группе, коллективе, обществе. Большое значение при опросе имеет наличие у испытуемых желания искренне ответить на вопросы, также важна их осведомленность и достаточно высокий уровень интеллекта.

Беседа – это диалог исследователя и испытуемого в соответствии с заранее разработанной программой. В качестве дополнительного метода диагностики, беседа включена в структуру эксперимента на первом этапе, когда исследователь только собирает первичную информацию об испытуемом, давая ему инструкции, мотивируя его, а также на последнем этапе, в качестве постэкспериментального интервью.

Подготовка и проведение беседы предполагает ряд требований:

  • беседу необходимо отрабатывать по структуре и содержанию. Необходимо продумать начало беседы, что будет в ее основной части, и как она будет завершаться. Каждая часть беседы должна быть методически разнообразной, чтобы внимание сохранялось на протяжении всей работы;
  • должны быть подготовлены примерные вопросы и реплики, которые будут использованы в беседе;
  • необходимо избегать излишней формализации беседы, так как это может снизить интерес к ней.

Интервью помогает выяснить точку зрения и оценки испытуемого по рассматриваемому вопросу. Правилами интервьюирования предполагается создание условий, которые располагают к искренности и откровенности испытуемых. Как беседа, так и интервью более продуктивны в обстановке неофициального взаимодействия, в благоприятных психологических условиях.

Анкетирование – один из наиболее распространенных методов исследования в социальной психологии и педагогике. Данный метод эффективный, документальный, гибкий в возможности получения и обработки информации. Обычно анкетирование проводят с использованием информации, полученной в наблюдении.

Тестирование – это стандартизированное, ограниченное во времени испытание, которое предназначено, чтобы измерить социально-психологические переменные. Цель тестирования – диагностика определенных психологических особенностей индивида, а его результат – количественный показатель, который может быть соотнесен с ранее установленными стандартами и нормами.

Метод незаконченных предложений отчасти совмещает возможности анкетирования и тестов-опросников, когда испытуемому предлагают закончить предложение, которое составил исследователь.

Эксперимент – один из основных методов исследования в социально-педагогической науке. Экспериментом предполагает активное вмешательство исследователя в жизнедеятельность человека или группы людей, чтобы создать условия, при которых может быть обнаружен какой-то социально-психологический факт. Для эксперимента специально создаются контролируемые условия, в которых появляется интересующий исследователя феномен. Данный метод высоко оценен в связи с высокой степенью доказательности. Характерная черта эксперимента – запланированное вмешательство и возможность многократно воспроизводить исследуемые явления в варьируемых условиях с использованием относительно точного измерения их параметров.

Социометрия используется, чтобы изучить межличностные отношения, позволяя выявить социометрический статус каждого члена коллектива, в том числе лидеров, предпочитаемых и отвергаемых изолянтов, а также микрогрупп, сформированных в коллективе, степень совпадения формальной и неформальной структур, а также можно оценить психологический климат внутри коллектива.

Выбор диагностического метода должен соответствовать проблема, решаемым социальным педагогом, а также учитывать возрастные психологические особенности несовершеннолетних и характер их ближайшего окружения, которое играет роль института социализации в данный возрастной диапазон.

Дата последнего обновления статьи: 10.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot