Дошкольная педагогика – самостоятельная педагогическая наука, занимающаяся разработкой методов, средств и приемов воспитания и обучения детей дошкольного возраста (от рождения до поступления в школу), а также изучением особенностей их развития.
Методы дошкольной педагогики
Методы дошкольной педагогики – это взаимосвязанные способы взаимодействия педагога и детей, направленные на достижение цели и задач дошкольной педагогики.
Различают методы воспитания и методы обучения в дошкольной педагогике.
Методы обучения – совокупность способов и путей взаимодействия педагога и детей, направленная на достижения основной цели обучения.
Составной частью метода обучения является приём обучения.
Прием обучения – это элемент метода, своеобразный шаг в его реализации.
В основе классификации методов дошкольной педагогики лежат основные формы мышления: наглядно-образное и наглядно-действенное.
Наглядные методы:
- Наблюдение – это целенаправленный процесс, заключающийся в фиксации восприятия действий и поведений объекта в его естественной среде (например, наблюдение за работой дворника ДОО, обсуждение и выделение действий его работы; наблюдение за птицами на участке и т.д.). Выделяют следующие виды наблюдений: длительные, кратковременные, сравнительные, повторные, распознающие, репродуктивные, за преобразованием и изменением у объектов.
- Демонстрация наглядных пособий. В качестве наглядности применяются плакаты, макеты, слайды, картины, схемы и т.д. Все наглядности словесно сопровождаются.
Приемы наглядных методов: показ действий и способов, а также показ образцов.
Словесные методы:
Рассказ воспитателя. Рассказ должен строиться согласно ряду правил, только в этом случае можно достичь поставленной цели:
- постановка перед детьми учебно-познавательной задачи;
- в рассказе четко выделена главная мысль или идея;
- содержание динамично и в целом рассказ не перегружен лишними деталями;
- сюжет рассказа созвучен с жизненным опытом ребенка;
- способен вызвать сопереживание и отклик у детей;
- речь воспитателя выразительна и эмоциональна.
Рассказы детей. Используются пересказы сказок, рассказы детей по иллюстрациям, по предметам, рассказы из личного опыта и т.п.
Беседы – это совместное с детьми обсуждение новой темы, прочитанной книги, возможной проблемы и т.д. Их выделяют:
- по содержанию: познавательные и этические;
- по дидактическим задачам: вводные и итоговые.
Чтение художественной литературы (сказки, стихи, рассказы и т.д.).
Приемы словесных методов: пояснения, указания, вопросы, педагогическая оценка, беседа по итогам (экскурсии, прогулки и т.д.).
Игровые методы:
- Дидактическая игра.
- Создание и проигрывание воображаемых ситуаций, выделение ролей, использование необходимого игрового оборудования.
Приемы игровых методов: внезапное и необычное появление объектов; выполнение воспитателем, совместно с детьми игровых действий; соревновательный элемент; разнообразные игровые ситуации; использование загадок.
Практические методы:
- Упражнение – многократное повторение ребенком действий (практических или умственных), которые имеют заданное содержание и конкретную цель.
- Опыт и эксперименты элементарного содержания. Осуществляется путем преобразования практического явления, жизненной ситуации или предмета, для установления между ними связей, причин и путей изменений и т.п.
- Моделирование. Создание моделей, для их последующего использования в работе с детьми. Модели представляют собой элементарное представление предмета или действия с выделением его характерных черт и особенностей. В качестве моделей выступают: предметно-схематические, графические, предметные и иные виды моделей.
Оптимальное сочетание методов и приемов гарантирует организацию эффективного воспитательно-образовательного процесса, а также достижения основной цели дошкольной педагогики.
Выбор, а также сочетание методов и приемов зависит от:
- содержания методического и учебного материла;
- возрастных потребностей и особенностей детей. Так, ведущей деятельностью у детей младшего дошкольного возраста является игра, поэтому основные методы, используемые воспитателем должны быть игровые. У детей среднего дошкольного возраста, основные методы – это практические и наглядные. В старшем дошкольном возрасте значительно повышается роль словесных методов, так как ведущая деятельность с игровой переходит на учебную;
- формы организации воспитательно-образовательного процесса (согласно ведущему методу, воспитатель подбирает эффективные и действенные приемы);
- оснащенности необходимым оборудованием и материалами воспитательно-образовательного процесса;
- личности воспитателя.
Средства дошкольной педагогики
Средства дошкольной педагогики, используемые для организации воспитательно-образовательного процесса – это система объектов, предметов и явлений, которые воспитатель использует как вспомогательные.
Виды средств дошкольной педагогики:
- Материалы и оборудование игровой зоны группы (игрушки, игры, дидактические материалы и т.д.).
- Средства духовной культуры и эстетические средства (книги, иллюстрации, картины и т.д.).
- Явления окружающего мира и природы (растительный и животный мир, неживая природа и т.п.).
Таким образом, средство дошкольной педагогики – это материальный или идеальный объект, который используется воспитателем и воспитанниками для усвоения новых знаний, умений и навыков.
Выбор средств, для организации воспитательно-образовательного процесса, так же находится в зависимости от ряда факторов:
- цели и задач воспитательно-образовательного процесса;
- мотивации воспитанников, содержания воспитательного и учебного материала;
- сложности и объема материала;
- уровня подготовленности воспитанников и их жизненного опыта;
- количества детей в группе;
- возрастных интересов и потребностей детей;
- отношений между детьми и педагогом, а также психологического климата в группе;
- особенностей личности педагога, его квалификации.