Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методы и средства в организации дошкольной педагогики

Определение 1

Дошкольная педагогика – самостоятельная педагогическая наука, занимающаяся разработкой методов, средств и приемов воспитания и обучения детей дошкольного возраста (от рождения до поступления в школу), а также изучением особенностей их развития.

Методы дошкольной педагогики

Определение 2

Методы дошкольной педагогики – это взаимосвязанные способы взаимодействия педагога и детей, направленные на достижение цели и задач дошкольной педагогики.

Различают методы воспитания и методы обучения в дошкольной педагогике.

Методы обучения – совокупность способов и путей взаимодействия педагога и детей, направленная на достижения основной цели обучения.

Составной частью метода обучения является приём обучения.

Определение 3

Прием обучения – это элемент метода, своеобразный шаг в его реализации.

В основе классификации методов дошкольной педагогики лежат основные формы мышления: наглядно-образное и наглядно-действенное.

Наглядные методы:

  1. Наблюдение – это целенаправленный процесс, заключающийся в фиксации восприятия действий и поведений объекта в его естественной среде (например, наблюдение за работой дворника ДОО, обсуждение и выделение действий его работы; наблюдение за птицами на участке и т.д.). Выделяют следующие виды наблюдений: длительные, кратковременные, сравнительные, повторные, распознающие, репродуктивные, за преобразованием и изменением у объектов.
  2. Демонстрация наглядных пособий. В качестве наглядности применяются плакаты, макеты, слайды, картины, схемы и т.д. Все наглядности словесно сопровождаются.

Приемы наглядных методов: показ действий и способов, а также показ образцов.

«Методы и средства в организации дошкольной педагогики» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Словесные методы:

  1. Рассказ воспитателя. Рассказ должен строиться согласно ряду правил, только в этом случае можно достичь поставленной цели:

    • постановка перед детьми учебно-познавательной задачи;
    • в рассказе четко выделена главная мысль или идея;
    • содержание динамично и в целом рассказ не перегружен лишними деталями;
    • сюжет рассказа созвучен с жизненным опытом ребенка;
    • способен вызвать сопереживание и отклик у детей;
    • речь воспитателя выразительна и эмоциональна.
  2. Рассказы детей. Используются пересказы сказок, рассказы детей по иллюстрациям, по предметам, рассказы из личного опыта и т.п.

  3. Беседы – это совместное с детьми обсуждение новой темы, прочитанной книги, возможной проблемы и т.д. Их выделяют:

    • по содержанию: познавательные и этические;
    • по дидактическим задачам: вводные и итоговые.
  4. Чтение художественной литературы (сказки, стихи, рассказы и т.д.).

Приемы словесных методов: пояснения, указания, вопросы, педагогическая оценка, беседа по итогам (экскурсии, прогулки и т.д.).

Игровые методы:

  1. Дидактическая игра.
  2. Создание и проигрывание воображаемых ситуаций, выделение ролей, использование необходимого игрового оборудования.

Приемы игровых методов: внезапное и необычное появление объектов; выполнение воспитателем, совместно с детьми игровых действий; соревновательный элемент; разнообразные игровые ситуации; использование загадок.

Практические методы:

  1. Упражнение – многократное повторение ребенком действий (практических или умственных), которые имеют заданное содержание и конкретную цель.
  2. Опыт и эксперименты элементарного содержания. Осуществляется путем преобразования практического явления, жизненной ситуации или предмета, для установления между ними связей, причин и путей изменений и т.п.
  3. Моделирование. Создание моделей, для их последующего использования в работе с детьми. Модели представляют собой элементарное представление предмета или действия с выделением его характерных черт и особенностей. В качестве моделей выступают: предметно-схематические, графические, предметные и иные виды моделей.

Оптимальное сочетание методов и приемов гарантирует организацию эффективного воспитательно-образовательного процесса, а также достижения основной цели дошкольной педагогики.

Выбор, а также сочетание методов и приемов зависит от:

  • содержания методического и учебного материла;
  • возрастных потребностей и особенностей детей. Так, ведущей деятельностью у детей младшего дошкольного возраста является игра, поэтому основные методы, используемые воспитателем должны быть игровые. У детей среднего дошкольного возраста, основные методы – это практические и наглядные. В старшем дошкольном возрасте значительно повышается роль словесных методов, так как ведущая деятельность с игровой переходит на учебную;
  • формы организации воспитательно-образовательного процесса (согласно ведущему методу, воспитатель подбирает эффективные и действенные приемы);
  • оснащенности необходимым оборудованием и материалами воспитательно-образовательного процесса;
  • личности воспитателя.

Средства дошкольной педагогики

Определение 4

Средства дошкольной педагогики, используемые для организации воспитательно-образовательного процесса – это система объектов, предметов и явлений, которые воспитатель использует как вспомогательные.

Виды средств дошкольной педагогики:

  1. Материалы и оборудование игровой зоны группы (игрушки, игры, дидактические материалы и т.д.).
  2. Средства духовной культуры и эстетические средства (книги, иллюстрации, картины и т.д.).
  3. Явления окружающего мира и природы (растительный и животный мир, неживая природа и т.п.).

Таким образом, средство дошкольной педагогики – это материальный или идеальный объект, который используется воспитателем и воспитанниками для усвоения новых знаний, умений и навыков.

Выбор средств, для организации воспитательно-образовательного процесса, так же находится в зависимости от ряда факторов:

  • цели и задач воспитательно-образовательного процесса;
  • мотивации воспитанников, содержания воспитательного и учебного материала;
  • сложности и объема материала;
  • уровня подготовленности воспитанников и их жизненного опыта;
  • количества детей в группе;
  • возрастных интересов и потребностей детей;
  • отношений между детьми и педагогом, а также психологического климата в группе;
  • особенностей личности педагога, его квалификации.
Дата последнего обновления статьи: 16.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot