Методы и приемы обучения детей изобразительной деятельности
Методы обучения – это система действий педагога, который организует практическую и познавательную деятельность детей, направленную на усвоение содержания учебной программы.
Методы бывают:
- наглядные;
- словесные;
- практические.
Наглядные методы и приемы обучения предполагают использование натуры, репродукции картин, образцы и другие наглядные пособия, рассматривание отдельных предметов, демонстрация педагогом приемов изображения.
Натура – это предметы или явления, которые изображаются в процессе непосредственного наблюдения.
Словесные методы – беседы, указания воспитателя в начале и в процессе занятия, использование словесных художественных образов.
Практические методы состоят из различных упражнений на закрепление определенного навыка или умения.
Игровые приемы обучения могут применяться внутри разных методов. Они могут включаться в информативно-рецептивный метод, когда игрушка, которую должны изобразить дети, преподносится в игровой ситуации. Например, в гости к детям пришла кошка и просит их нарисовать ее портрет.
Приемы обучения дошкольников рисованию животных
Мир животных очень интересен детям. Животные двигаются, имеют определенный характер, своеобразное поведение и вызывают у детей познавательный интерес, вызывают яркий эмоциональный отклик.
При обучении старших дошкольников рисованию животных, воспитатель сначала просит детей назвать форму туловища и головы, а затем демонстрирует последовательность рисования, называя часть тела и ее форму.
Анализ строения тела проводится педагогом при демонстрации игрушки или рисунка рассматриваемого животного.
Педагог предлагает разделить мысленно объект на несколько составляющих:
- туловище;
- шею;
- голову;
- хвост.
Эти составляющие следует сравнить с геометрическими фигурами, на которые они похожи и рисовать их в определенной последовательности с соблюдением пропорций. Такая работа называется алгоритмической схемой рисования, она предполагает, что каждый рисунок должен многократно выполняться, чтобы был доведен до автоматизма навык рисования.
Изображение животного по алгоритмической схеме начинают с геометрической фигуры – основы туловища животного, к которой последовательно дорисовывают голову, ноги и хвост.
Для изображения животного с натуры, достаточно хорошо изучить форму наиболее совершенного представителя животного мира, это простая домашняя кошка.
Известна масса техник нетрадиционного рисования, необычность которых заключается в том, что они дают детям возможность быстро достигать желаемых результатов. Например, всем детям интересно рисовать пальчиками, делать рисунки своими ладошками, ставить на бумаге кляксы и пр. В старшем дошкольном возрасте детям доступен широкий спектр методов нетрадиционного рисования:
- рисунки из ладошки;
- восковой мелок + акварель;
- свеча + акварель;
- рисование солью;
- мыльные пузыри;
- мятая бумага;
- пропечатывание губкой по трафарету;
- предметная монотипия;
- кляксография и пр.
Рисование животных – процесс достаточно сложный и длительный, имеющий ряд своих особенностей. Основываясь на этом, на первых этапах обучения, воспитатель использует в работе с детьми приемы графического изображения, начиная обучение с простых линий.
Необходимые представления формируются при наблюдении предметов, имеющих определенные очертания, то есть используется информационно-рецептивный метод. При первом изображении предмета определенной формы, дети должны обследовать этот предмет движением руки по контуру и продемонстрировать это движение в воздухе.
Следующий этап – дети делают нужно движение, держа в руках карандаш или кисть – это прием формообразующего движения. Это помогает образовать представления о движении, необходимом, чтобы нарисовать рассматриваемый предмет.
Полный показ способа изображения используют только если данная форма встретилась детям впервые, а также для тех детей, которые не решаются приступать к работе.
Таким образом, педагог одновременно использует в работе прием зрительного восприятия изображаемого предмета, движение руки по контуру и словесное пояснение.
В отдельных случаях, для наглядного пояснения способа изображения, дают дидактический образец - изображение, на котором ярко выделены те черты, на которые дети должны обратить особое внимание.
Далее педагог учит детей анализировать предмет, уделять внимание существенным деталям, форме и строению. Если дети хорошо помнят рассматриваемый предмет, то сами найдут способ изображения, педагог должен лишь припомнить им основную форму крупных частей, относительную величину частей и окраску.
Новый тип организации анализа натуры организуется педагогом, чтобы обратить внимание детей на индивидуальные характерные признаки изображаемого животного или человека. Передача признаков предполагает повторное восприятие также и в процессе выполнения изображения.
Дети старшего дошкольного возраста уже умеют воспринимать произведения различного содержания, но и сюжетные картины они воспринимают иначе, чем в младшем возрасте. Они уже могут о многом догадаться, многое вообразить, им в этом помогают полученные детьми знания и новые представления о явлениях жизни. В этом возрасте у детей достаточно развита любовь к природе, им интересно рассматривать фигуры животных, что благотворно сказывается на их самостоятельном изображении на холсте.