Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методы и приемы обучения дошкольников изображению человека и животных

Методы и приемы обучения детей изобразительной деятельности

Определение 1

Методы обучения – это система действий педагога, который организует практическую и познавательную деятельность детей, направленную на усвоение содержания учебной программы.

Методы бывают:

Наглядные методы и приемы обучения предполагают использование натуры, репродукции картин, образцы и другие наглядные пособия, рассматривание отдельных предметов, демонстрация педагогом приемов изображения.

Определение 2

Натура – это предметы или явления, которые изображаются в процессе непосредственного наблюдения.

Словесные методы – беседы, указания воспитателя в начале и в процессе занятия, использование словесных художественных образов.

Практические методы состоят из различных упражнений на закрепление определенного навыка или умения.

Игровые приемы обучения могут применяться внутри разных методов. Они могут включаться в информативно-рецептивный метод, когда игрушка, которую должны изобразить дети, преподносится в игровой ситуации. Например, в гости к детям пришла кошка и просит их нарисовать ее портрет.

Приемы обучения дошкольников рисованию животных

Мир животных очень интересен детям. Животные двигаются, имеют определенный характер, своеобразное поведение и вызывают у детей познавательный интерес, вызывают яркий эмоциональный отклик.

При обучении старших дошкольников рисованию животных, воспитатель сначала просит детей назвать форму туловища и головы, а затем демонстрирует последовательность рисования, называя часть тела и ее форму.

Анализ строения тела проводится педагогом при демонстрации игрушки или рисунка рассматриваемого животного.

«Методы и приемы обучения дошкольников изображению человека и животных» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Педагог предлагает разделить мысленно объект на несколько составляющих:

  • туловище;
  • шею;
  • голову;
  • хвост.

Эти составляющие следует сравнить с геометрическими фигурами, на которые они похожи и рисовать их в определенной последовательности с соблюдением пропорций. Такая работа называется алгоритмической схемой рисования, она предполагает, что каждый рисунок должен многократно выполняться, чтобы был доведен до автоматизма навык рисования.

Изображение животного по алгоритмической схеме начинают с геометрической фигуры – основы туловища животного, к которой последовательно дорисовывают голову, ноги и хвост.

Для изображения животного с натуры, достаточно хорошо изучить форму наиболее совершенного представителя животного мира, это простая домашняя кошка.

Известна масса техник нетрадиционного рисования, необычность которых заключается в том, что они дают детям возможность быстро достигать желаемых результатов. Например, всем детям интересно рисовать пальчиками, делать рисунки своими ладошками, ставить на бумаге кляксы и пр. В старшем дошкольном возрасте детям доступен широкий спектр методов нетрадиционного рисования:

  • рисунки из ладошки;
  • восковой мелок + акварель;
  • свеча + акварель;
  • рисование солью;
  • мыльные пузыри;
  • мятая бумага;
  • пропечатывание губкой по трафарету;
  • предметная монотипия;
  • кляксография и пр.

Рисование животных – процесс достаточно сложный и длительный, имеющий ряд своих особенностей. Основываясь на этом, на первых этапах обучения, воспитатель использует в работе с детьми приемы графического изображения, начиная обучение с простых линий.

Необходимые представления формируются при наблюдении предметов, имеющих определенные очертания, то есть используется информационно-рецептивный метод. При первом изображении предмета определенной формы, дети должны обследовать этот предмет движением руки по контуру и продемонстрировать это движение в воздухе.

Следующий этап – дети делают нужно движение, держа в руках карандаш или кисть – это прием формообразующего движения. Это помогает образовать представления о движении, необходимом, чтобы нарисовать рассматриваемый предмет.

Полный показ способа изображения используют только если данная форма встретилась детям впервые, а также для тех детей, которые не решаются приступать к работе.

Таким образом, педагог одновременно использует в работе прием зрительного восприятия изображаемого предмета, движение руки по контуру и словесное пояснение.

В отдельных случаях, для наглядного пояснения способа изображения, дают дидактический образец - изображение, на котором ярко выделены те черты, на которые дети должны обратить особое внимание.

Далее педагог учит детей анализировать предмет, уделять внимание существенным деталям, форме и строению. Если дети хорошо помнят рассматриваемый предмет, то сами найдут способ изображения, педагог должен лишь припомнить им основную форму крупных частей, относительную величину частей и окраску.

Новый тип организации анализа натуры организуется педагогом, чтобы обратить внимание детей на индивидуальные характерные признаки изображаемого животного или человека. Передача признаков предполагает повторное восприятие также и в процессе выполнения изображения.

Дети старшего дошкольного возраста уже умеют воспринимать произведения различного содержания, но и сюжетные картины они воспринимают иначе, чем в младшем возрасте. Они уже могут о многом догадаться, многое вообразить, им в этом помогают полученные детьми знания и новые представления о явлениях жизни. В этом возрасте у детей достаточно развита любовь к природе, им интересно рассматривать фигуры животных, что благотворно сказывается на их самостоятельном изображении на холсте.

Дата последнего обновления статьи: 14.11.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot