Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методы и формы работы социального педагога с неполной семьей

Определение 1

Социальный педагог – это специалист, владеющий системой педагогических и психологических знаний, навыками социального взаимодействия с гражданами разного уровня развития и социального поведения, реализующий работу по коррекции отклоняющегося поведения у подрастающего поколения, устранению и сглаживанию его разных форм и обеспечению нормального социального развития ребенка.

Одним из ведущих их направлений работы социального педагога является взаимодействие с неполными семьями.

Определение 2

Неполная семья – это семья, в которой по различным причинам отсутствует один из родителей.

Воспитание и развитие детей с неполными семьями сопряжено с рядом трудностей. Неполная семья сталкивается с проблемой полноценного выполнения ею своей функциональной роли по воспитанию и развитию детей, обеспечению их нормальной жизнедеятельности и становлению полноценными гражданами социального пространства. Это требует оказания помощи единственному родителю и проведение психологических тренингов с ребенком, воспитываемым им.

Тактика работы социального педагога с неполными семьями

Организация взаимодействия с неполной семьей и оказание помощи в решении ее проблем имеет свои особенности.

Неполные семьи могут иметь различные условия организации своего быта, по-разному справляться со своими воспитательными функциями, а, главное, причины неполных семей могут быть самыми разнообразными. Потому, к каждой семье требуется индивидуальный подход социального педагога с проведением предварительного диагностирования уровня жизни семьи, уровня развития ее детей и родителя, а также причин развития отклоняющего поведения ребенка и возможностей неполной семьи по оказанию должного воспитательного и коррекционного воздействия на него.

«Методы и формы работы социального педагога с неполной семьей» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Любое отклоняющее поведение ребенка из неполной семьи является следствием формирования в ней неблагоприятной семейной обстановки. Потому, социальному педагогу требуется организовать взаимодействие с родителем, направить его внимание на своего ребенка и пробудить ответственность в воспитательном процессе.

Тактика работы педагога с неполными семьями опирается на следующие условия организации с ними взаимодействия:

  • Демонстрация педагогом понимания трудности социального положения семьи и желания поддержать одинокого родителя в стремлении хорошо воспитать, вырастить своего ребенка.
  • Формирование у родителя осознания своих воспитательных функций и своей роли в полноценном развитии ребенка.
  • Обращение внимания других родителей на педагогические возможности неполной семьи и старания родителя.
  • Проявлять такт в оценки поведения и развития ребенка с целью не затронуть чувства родителя.
  • Внушение родителю уверенности в своих силах и воспитательных возможностях.
  • Раскрытие воспитательного потенциала неполной семьи, посредством применения различных методов и приемов работы.

Работа социального педагога с неполной семьей ориентирована на оказание помощи детям в их социальном становлении и развитии и создание условий для нормального развития, раскрытия их природного потенциала. В этих целях, работа социального педагога реализуется по следующим направлениям:

  1. Изучение особенностей личности ребенка и его подверженности воздействию внешних факторов, социального окружения и семейной обстановки.
  2. Определение проблем в развитии ребенка и возможностей их разрешения воспитательными и образовательными методами и средствами.
  3. Установление диалога с семьей ребенка и организация взаимодействия всех ее членов в направлении решения проблем его развития.
  4. Оказание родителю помощи в решении его проблем, вызванных причинами образования неполной семьи.
  5. Оказание родителю помощи в устранении ошибок воспитания, которые негативно сказываются на развитии ребенка и выработке программы продуктивного воспитательного воздействия.
  6. Нахождение путей для самореализации и самоутверждения в социальном пространстве родителя и ребенка.
  7. Проведение информационного просвещения родителя по вопросам защиты и реализации их прав и свобод.
  8. Решение проблем психоэмоционального характера, возникающих у родителя и ребенка.
  9. Формирование устойчивого нравственного состояния и развития всех членов неполной семьи.

Формы и методы работы социального педагога с неполными семьями

Работа социального педагога с неполными семьями реализуется в следующих формах:

  1. Формирование базы данных о семьях воспитанников и условиях их жизнедеятельности.
  2. Организация регулярных неформальных бесед с родителями. Они затрагивают вопросы успехов развития ребенка, возможные направления воспитательной работы родителя.
  3. Ознакомление с запросами родителей и их требованиями к образовательной и воспитательной деятельности учебной организации.
  4. Организация просвещения родителей. Оно касается вопросов воспитания, причин развития разных форм девиантного поведения, его последствий.
  5. Проведение консультаций неполным семьям. Они затрагивают различные вопросы воспитания ребенка, проблемы его развития, возможные пути их разрешения, профилактики развития асоциального поведения ребенка.
  6. Проведение тренингов. Как правило, они имеют психологическую направленность и предполагают коррекцию психологических проблем неполной семьи.
  7. Организация посредничества. Оно обеспечивает организацию взаимодействия неполной семьи с различными социальными институтами, обращение к органам по защите прав и свобод семьи и всех ее членов.
  8. Привлечение родителей к образовательному процессу учебного заведения, участию в жизнедеятельности школы.
  9. Привлечение правоохранительных органов к защите прав ребенка, органов опеки, административного и уголовного права в отношении родителей, уклоняющих от выполнения своих воспитательных функций, наносящих вред жизни и здоровью ребенка.

Для реализации данных форм работы, социальный педагог использует методы анкетирования, опросов, бесед, проектные методы, методы педагогической пропаганды и методы сотрудничества.

Основные методы работы социального педагога. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Основные методы работы социального педагога. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Дата последнего обновления статьи: 25.11.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot