Социальный педагог – это специалист, владеющий системой педагогических и психологических знаний, навыками социального взаимодействия с гражданами разного уровня развития и социального поведения, реализующий работу по коррекции отклоняющегося поведения у подрастающего поколения, устранению и сглаживанию его разных форм и обеспечению нормального социального развития ребенка.
Одним из ведущих их направлений работы социального педагога является взаимодействие с неполными семьями.
Неполная семья – это семья, в которой по различным причинам отсутствует один из родителей.
Воспитание и развитие детей с неполными семьями сопряжено с рядом трудностей. Неполная семья сталкивается с проблемой полноценного выполнения ею своей функциональной роли по воспитанию и развитию детей, обеспечению их нормальной жизнедеятельности и становлению полноценными гражданами социального пространства. Это требует оказания помощи единственному родителю и проведение психологических тренингов с ребенком, воспитываемым им.
Тактика работы социального педагога с неполными семьями
Организация взаимодействия с неполной семьей и оказание помощи в решении ее проблем имеет свои особенности.
Неполные семьи могут иметь различные условия организации своего быта, по-разному справляться со своими воспитательными функциями, а, главное, причины неполных семей могут быть самыми разнообразными. Потому, к каждой семье требуется индивидуальный подход социального педагога с проведением предварительного диагностирования уровня жизни семьи, уровня развития ее детей и родителя, а также причин развития отклоняющего поведения ребенка и возможностей неполной семьи по оказанию должного воспитательного и коррекционного воздействия на него.
Любое отклоняющее поведение ребенка из неполной семьи является следствием формирования в ней неблагоприятной семейной обстановки. Потому, социальному педагогу требуется организовать взаимодействие с родителем, направить его внимание на своего ребенка и пробудить ответственность в воспитательном процессе.
Тактика работы педагога с неполными семьями опирается на следующие условия организации с ними взаимодействия:
- Демонстрация педагогом понимания трудности социального положения семьи и желания поддержать одинокого родителя в стремлении хорошо воспитать, вырастить своего ребенка.
- Формирование у родителя осознания своих воспитательных функций и своей роли в полноценном развитии ребенка.
- Обращение внимания других родителей на педагогические возможности неполной семьи и старания родителя.
- Проявлять такт в оценки поведения и развития ребенка с целью не затронуть чувства родителя.
- Внушение родителю уверенности в своих силах и воспитательных возможностях.
- Раскрытие воспитательного потенциала неполной семьи, посредством применения различных методов и приемов работы.
Работа социального педагога с неполной семьей ориентирована на оказание помощи детям в их социальном становлении и развитии и создание условий для нормального развития, раскрытия их природного потенциала. В этих целях, работа социального педагога реализуется по следующим направлениям:
- Изучение особенностей личности ребенка и его подверженности воздействию внешних факторов, социального окружения и семейной обстановки.
- Определение проблем в развитии ребенка и возможностей их разрешения воспитательными и образовательными методами и средствами.
- Установление диалога с семьей ребенка и организация взаимодействия всех ее членов в направлении решения проблем его развития.
- Оказание родителю помощи в решении его проблем, вызванных причинами образования неполной семьи.
- Оказание родителю помощи в устранении ошибок воспитания, которые негативно сказываются на развитии ребенка и выработке программы продуктивного воспитательного воздействия.
- Нахождение путей для самореализации и самоутверждения в социальном пространстве родителя и ребенка.
- Проведение информационного просвещения родителя по вопросам защиты и реализации их прав и свобод.
- Решение проблем психоэмоционального характера, возникающих у родителя и ребенка.
- Формирование устойчивого нравственного состояния и развития всех членов неполной семьи.
Формы и методы работы социального педагога с неполными семьями
Работа социального педагога с неполными семьями реализуется в следующих формах:
- Формирование базы данных о семьях воспитанников и условиях их жизнедеятельности.
- Организация регулярных неформальных бесед с родителями. Они затрагивают вопросы успехов развития ребенка, возможные направления воспитательной работы родителя.
- Ознакомление с запросами родителей и их требованиями к образовательной и воспитательной деятельности учебной организации.
- Организация просвещения родителей. Оно касается вопросов воспитания, причин развития разных форм девиантного поведения, его последствий.
- Проведение консультаций неполным семьям. Они затрагивают различные вопросы воспитания ребенка, проблемы его развития, возможные пути их разрешения, профилактики развития асоциального поведения ребенка.
- Проведение тренингов. Как правило, они имеют психологическую направленность и предполагают коррекцию психологических проблем неполной семьи.
- Организация посредничества. Оно обеспечивает организацию взаимодействия неполной семьи с различными социальными институтами, обращение к органам по защите прав и свобод семьи и всех ее членов.
- Привлечение родителей к образовательному процессу учебного заведения, участию в жизнедеятельности школы.
- Привлечение правоохранительных органов к защите прав ребенка, органов опеки, административного и уголовного права в отношении родителей, уклоняющих от выполнения своих воспитательных функций, наносящих вред жизни и здоровью ребенка.
Для реализации данных форм работы, социальный педагог использует методы анкетирования, опросов, бесед, проектные методы, методы педагогической пропаганды и методы сотрудничества.
Рисунок 1. Основные методы работы социального педагога. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ