Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методы художественной педагогики в воспитании детей дошкольного возраста

Определение 1

Художественная педагогика – это наука об эстетическом воспитании человека, предполагающая исследования передачи духовного и эмоционального опыта между поколениями, а также опыта художественного творчества в различных направлениях искусства.

Художественная педагогика опирается на следующие принципы:

  1. Принцип свободного выбора. Он означает, что учащиеся могут выбрать любое направление творческой деятельности под началом педагога.
  2. Принцип ориентации на художественное развитие. Он означает, что освоение эмоционального мира учащимся возможно на основе развития художественных способностей.
  3. Принцип развития ценностных ориентаций. Художественное творчество применяется для развития творческого потенциала личности, формирования его эстетических принципов поведения и ценностных ориентиров своей жизнедеятельности.

Художественное воспитание начинается с раннего детства. Оно реализуется в различных формах и по разным методикам.

Условия эффективного художественного воспитания дошкольников

Художественное воспитание дошкольников ориентировано на формирование у каждого ребенка художественно-эстетических творческих качеств и способностей. Это означает, что необходимо сформировать у детей любовь к прекрасному, развить эстетический вкус, помочь в познании мира искусства, а также развить мотивацию, интерес к занятию художественными направлениями деятельности, стремление создавать что-то прекрасное, быть автором произведений искусства.

Ожидаемыми итогами художественного воспитания является создание всесторонне развитой, гармоничной личности, наделенной духовно-нравственными началами и культурными основами поведения. Поэтому, организации художественного воспитания уделяется огромное внимание. К условиям его эффективной реализации относятся следующие:

  1. Учет индивидуальной специфики развития личности каждого воспитанника и его возрастных свойств;
  2. Художественные направления деятельности ребенка должны находиться во взаимосвязи с направлениями воспитательной деятельности ДОУ. Художественная деятельность должна способствовать развитию восприятия, памяти, образных представлений, воображения детей;
  3. Интеграция методов и приемов, способов эстетического развития ребенка и разновидностей художественной деятельности, помогающих более полно и глубоко осмыслить окружающий мир с эстетической точки зрения, постичь мир искусства и свою творческую деятельность, а также развить ассоциативное мышление и творческое воображение;
  4. Проявление уважения к творчеству детей, восхищения их «шедеврами»;
  5. Создание в ДОУ эстетически развивающей среды через организацию художественных уголков, выставок, мероприятий;
  6. Применение разнообразных форм и методов организации эстетического развития дошкольников;
  7. Преемственность эстетического воспитания между дошкольниками разных возрастов и между ДОУ и начальной школой.
«Методы художественной педагогики в воспитании детей дошкольного возраста» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Основные методы художественного воспитания дошкольников

К основным методам художественной педагогики, ориентированным на развитие эстетических чувств, переживаний, эмоционального компонента личностного развития дошкольника, эстетического вкуса, творческих навыков и художественного восприятия окружающего мира относятся следующие:

  1. Группа методов развития эстетического сознания. Такие методы помогают сформировать способности к адекватному восприятию прекрасного, привить любовь к искусству, побуждают к сопереживанию, формируют эмоциональную отзывчивость на прекрасное.
  2. Группа методов практической реализации художественной деятельности. Сюда входят методы, ориентированные на развитие у детей стремлений к преобразованию окружающей действительности, к созиданию, творческому развитию и совершенствованию своих творческих навыков. Методы связаны с деятельностью по раскрашиванию, рисованию, созданию украшений для праздников и иных мероприятий и т.д.
  3. Группа методов убеждения, ориентированных на развитие художественного восприятия у дошкольников и составных компонентов художественного вкуса.
  4. Группы методов активизации и мотивации дошкольников к художественной деятельности. сюда входит метод поисковых ситуаций, различные творческие задания, а также создание педагогом условий для развития творчества детей, создание потенциальных ситуаций для реализации творческих направлений деятельности.
  5. Методы сравнения. Они активизируют работу ассоциативного мышления дошкольников и развивают способности к творческому мышлению.
  6. Методы создания поисковых ситуаций индивидуального и коллективного характера. Предполагается формирование педагогом творческих заданий, ориентированных на их выполнение в домашних условиях.

Формы организации эстетического воспитания. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Формы организации эстетического воспитания. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Формы художественно-эстетической воспитательной работы

Художественное обучение детей реализуется в нескольких формах:

  • Беседы – это объяснение детям смыслового назначения искусства и художественной деятельности. В ходе беседы педагог рассказывает детям о том, что такое художественное творчество, какова его роль в социальной сфере, труде. Каким образом эстетические формы деятельности влияют на поведение отдельного человека и общества в целом и почему так важно и значимо развивать эстетические принципы поведения, эстетический вкус и культуру. Также, дети знакомятся с художественной терминологией и познают сущность прекрасного в искусстве. Беседа будет эффективной, если она организована эмоционально. Она должна быт яркой и интересной для дошкольника.
  • Занятия – это выполнение различных работ художественной направленности. Дети осваивают изложенный теоретический материал в практических действиях. Каждое занятие формируется на основании составления его содержания, которое определяется, исходя из навыков и умений дошкольников, их творческого развития и познавательной мотивации.
  • Образовательная деятельность творческой направленности - это обучение ребенка конкретным практическим действиям творческого характера. Например, дошкольники обучаются музицированию, конструированию, рисованию, лепке, выполнению аппликаций.
  • Организация выставок работ детского изобразительного творчества. Эти мероприятия помогают в оценке результатов художественного обучения и эстетического развития дошкольников разных групп, упрощают контроль над динамикой художественного развития детей, демонстрируют детям успехи друг друга.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 28.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot