Художественная педагогика – это наука об эстетическом воспитании человека, предполагающая исследования передачи духовного и эмоционального опыта между поколениями, а также опыта художественного творчества в различных направлениях искусства.
Художественная педагогика опирается на следующие принципы:
- Принцип свободного выбора. Он означает, что учащиеся могут выбрать любое направление творческой деятельности под началом педагога.
- Принцип ориентации на художественное развитие. Он означает, что освоение эмоционального мира учащимся возможно на основе развития художественных способностей.
- Принцип развития ценностных ориентаций. Художественное творчество применяется для развития творческого потенциала личности, формирования его эстетических принципов поведения и ценностных ориентиров своей жизнедеятельности.
Художественное воспитание начинается с раннего детства. Оно реализуется в различных формах и по разным методикам.
Условия эффективного художественного воспитания дошкольников
Художественное воспитание дошкольников ориентировано на формирование у каждого ребенка художественно-эстетических творческих качеств и способностей. Это означает, что необходимо сформировать у детей любовь к прекрасному, развить эстетический вкус, помочь в познании мира искусства, а также развить мотивацию, интерес к занятию художественными направлениями деятельности, стремление создавать что-то прекрасное, быть автором произведений искусства.
Ожидаемыми итогами художественного воспитания является создание всесторонне развитой, гармоничной личности, наделенной духовно-нравственными началами и культурными основами поведения. Поэтому, организации художественного воспитания уделяется огромное внимание. К условиям его эффективной реализации относятся следующие:
- Учет индивидуальной специфики развития личности каждого воспитанника и его возрастных свойств;
- Художественные направления деятельности ребенка должны находиться во взаимосвязи с направлениями воспитательной деятельности ДОУ. Художественная деятельность должна способствовать развитию восприятия, памяти, образных представлений, воображения детей;
- Интеграция методов и приемов, способов эстетического развития ребенка и разновидностей художественной деятельности, помогающих более полно и глубоко осмыслить окружающий мир с эстетической точки зрения, постичь мир искусства и свою творческую деятельность, а также развить ассоциативное мышление и творческое воображение;
- Проявление уважения к творчеству детей, восхищения их «шедеврами»;
- Создание в ДОУ эстетически развивающей среды через организацию художественных уголков, выставок, мероприятий;
- Применение разнообразных форм и методов организации эстетического развития дошкольников;
- Преемственность эстетического воспитания между дошкольниками разных возрастов и между ДОУ и начальной школой.
Основные методы художественного воспитания дошкольников
К основным методам художественной педагогики, ориентированным на развитие эстетических чувств, переживаний, эмоционального компонента личностного развития дошкольника, эстетического вкуса, творческих навыков и художественного восприятия окружающего мира относятся следующие:
- Группа методов развития эстетического сознания. Такие методы помогают сформировать способности к адекватному восприятию прекрасного, привить любовь к искусству, побуждают к сопереживанию, формируют эмоциональную отзывчивость на прекрасное.
- Группа методов практической реализации художественной деятельности. Сюда входят методы, ориентированные на развитие у детей стремлений к преобразованию окружающей действительности, к созиданию, творческому развитию и совершенствованию своих творческих навыков. Методы связаны с деятельностью по раскрашиванию, рисованию, созданию украшений для праздников и иных мероприятий и т.д.
- Группа методов убеждения, ориентированных на развитие художественного восприятия у дошкольников и составных компонентов художественного вкуса.
- Группы методов активизации и мотивации дошкольников к художественной деятельности. сюда входит метод поисковых ситуаций, различные творческие задания, а также создание педагогом условий для развития творчества детей, создание потенциальных ситуаций для реализации творческих направлений деятельности.
- Методы сравнения. Они активизируют работу ассоциативного мышления дошкольников и развивают способности к творческому мышлению.
- Методы создания поисковых ситуаций индивидуального и коллективного характера. Предполагается формирование педагогом творческих заданий, ориентированных на их выполнение в домашних условиях.
Рисунок 1. Формы организации эстетического воспитания. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Формы художественно-эстетической воспитательной работы
Художественное обучение детей реализуется в нескольких формах:
- Беседы – это объяснение детям смыслового назначения искусства и художественной деятельности. В ходе беседы педагог рассказывает детям о том, что такое художественное творчество, какова его роль в социальной сфере, труде. Каким образом эстетические формы деятельности влияют на поведение отдельного человека и общества в целом и почему так важно и значимо развивать эстетические принципы поведения, эстетический вкус и культуру. Также, дети знакомятся с художественной терминологией и познают сущность прекрасного в искусстве. Беседа будет эффективной, если она организована эмоционально. Она должна быт яркой и интересной для дошкольника.
- Занятия – это выполнение различных работ художественной направленности. Дети осваивают изложенный теоретический материал в практических действиях. Каждое занятие формируется на основании составления его содержания, которое определяется, исходя из навыков и умений дошкольников, их творческого развития и познавательной мотивации.
- Образовательная деятельность творческой направленности - это обучение ребенка конкретным практическим действиям творческого характера. Например, дошкольники обучаются музицированию, конструированию, рисованию, лепке, выполнению аппликаций.
- Организация выставок работ детского изобразительного творчества. Эти мероприятия помогают в оценке результатов художественного обучения и эстетического развития дошкольников разных групп, упрощают контроль над динамикой художественного развития детей, демонстрируют детям успехи друг друга.