Методология и методы психолого-педагогического исследования
Методология – это совокупность способов, стратегий, процедур, приёмов и методов, объединённых в единую конструктивную программу и служащих инструментами для постижения того или иного объекта научного исследования.
Важнейшие задачи методологии науки:
- помочь исследователю организовать научный поиск;
- сформировать у него специальные умения в области исследовательской деятельности;
- помочь педагогу-практику осмыслить его профессионально-личностную позицию.
Рубинштейн С.Л. писал, что правильно поставленные и понятые вопросы большой теории, вместе с темя являются вопросами большой значимости. По-настоящему увидеть серьезные теоретические проблемы – значит увидеть их соотношение с конкретными жизненными вопросами.
Методология науки дает характеристику компонентам научного исследования:
- объект;
- предмет;
- задачи исследования;
- совокупность исследовательских свойств, которые необходимы для решения поставленных задач.
Также методология помогает сформулировать представления о последовательности шагов, предпринимаемых исследователем при решении поставленных задач исследования.
Методы психолого-педагогических исследований, отличаются от методологии тем, что – это способы изучения психологических и педагогических явлений, получением научной информации о них, чтобы установить закономерные связи, отношения и построить научные теории.
Все их многообразие может быть разделено на несколько групп:
- методы теоретического исследования;
- методы эмпирического познания педагогических явлений;
- математические и статистические методы.
Методики исследования осуществляются в соответствии с логикой научного поиска.
Методика исследования – это совокупность теоретических и эмпирических методов, которые в сочетании предоставляют исследователю возможность наиболее достоверно изучить, рассмотреть сложный и многофункциональный объект, каким представляется процесс психолого-педагогических исследований.
Применение многих методик дает возможность с разных сторон изучить исследуемую проблему во всех ее аспектах и параметрах.
Функции методологии в психолого-педагогическом исследовании
Функция – это связь какого-то компонента и системы, его назначение, роль в этой системе.
Иными словами, значение методологии в наибольшей степени раскрывается в ее функциях в психолого-педагогических исследованиях, а также в профессиональной деятельности педагогов.
Методология выполняет следующие функции:
- познавательная – включает получение системы новых знаний. Их содержание состоит из знаний о путях и способах повышения эффективности и качества психолого-педагогических исследований, а также закономерностей и тенденций развития психолого-педагогических наук, а также их неразрывную связь с практикой образования, правилах осуществления научной деятельности, способах построения и обоснований теорий и концепций образовательной деятельности;
- критическая – дает возможность педагогу осознавать необходимость преобразовывать педагогическую действительность, так как полученными знаниями демонстрируется разрыв между тем, что существует в данный момент, и тем, что требуется для успешного развития образовательной системы. При выявлении белых пятен в психолого-педагогических науках, методология исследования ищет пути их преодоления;
- рефлексия – методология психолого-педагогических исследований стоит над психолого-педагогическими науками, но при этом ее интересует не практика образования, а то, как ученые исследуют действительность, то есть протекает процесс самопознания.
В структуре методологического знания Юдиным Э.Г. было выделено четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический:
- первый уровень – философский – представляет методологию как общие принципы познания и категориальный строй целостной науки. Методологические функции выполняются всей системой философского знания;
- второй уровень – общенаучная методология – ряд теоретических концепций, которые применяются ко всем или к большему числу научных дисциплин;
- третий уровень – конкретно-научная методология – совокупность методов, принципов исследования и процедур, которые могут применяться в определенных специальных научных дисциплинах;
- четвертый уровень – технологическая методология – представлена методикой и техникой исследования, то есть набором процедур, которыми обеспечивается получение достоверного эмпирического материала и его первичной обработки, после чего он может быть включен в массив научного знания.
Всеми уровнями методологии образована сложная система, в рамках которой между ними отмечается определенное соподчинение. При этом философский уровень состоит из содержательного основания любого методологического знания, определяющего мировоззренческие подходы к познанию и преобразованию действительности.
Основываясь на логике научного поиска протекает процесс разработки методики исследования. Она представляет собой структуру теоретических и эмпирических методов, сочетание которых предоставляет возможность максимально достоверно исследовать такой сложный и многофункциональный объект, который представлен образовательным процессом. Использование целой серии методов дает возможность всестороннего изучения исследуемой проблемы, всех ее аспектов и параметров.
Методы психолого-педагогических исследований в отличие от методологии представлены способами изучения педагогических и психологических явлений, получением научной информации о них, чтобы установить закономерные связи, отношения и построить научные теории. Все их многообразие подразделяется на группы: теоретические исследования, эмпирическое познание психологических и педагогических явлений, включая методы изучения педагогического опыта, экспериментальные методы и педагогическое тестирование, а также математические и статистические методы.