Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методология и методы организации исследовательской работы

Исследовательская работа в школе

Определение 1

Исследовательская деятельность – это деятельность детей, которая связана с решением творческих и исследовательских задач с неизвестным заранее решением.

Современная школа стремится к качественному изменению содержания, а значит, и результата обучения. Одно из перспективных направлений работы со старшеклассниками – научный поиск, включенный в систему индивидуальной работы с детьми, интересующимися научной деятельностью и самостоятельным анализом.

Ученикам необходимо проводить исследования под руководством учителя, рассматривать деятельность детей при этом следует в качестве взаимосвязанной, направленной на совместное решение поставленных задач, способной достичь поставленную цель.

Наука представляет процесс выяснения всего неизвестного, процесс получения новых знаний. Причем эти знания являются новыми не для одного человека, а для всех людей. В современной педагогике выделяют три уровня реализации исследовательского обучения:

  • постановка проблемы учителем, он же разрабатывает стратегию и тактику ее решения. Но решение дети находят самостоятельно;
  • постановка проблемы учителем, при этом ребенок самостоятельно ищет методы ее решения. Допускается коллективный поиск;
  • высший уровень предполагает самостоятельную постановку проблемы, методов ее исследования и разработку решения детьми.

Структура учебного исследования состоит из следующих этапов:

  • актуализация проблемы;
  • определение сферы исследования;
  • выбор темы исследования;
  • выработка гипотезы;
  • выбор методов исследования;
  • определение последовательности проведения исследования;
  • сбор и обработка информации;
  • анализ и обобщение полученных результатов;
  • отчет;
  • защита проекта.

На каждом этапе работы главным ожидаемым результатом является развитие творческих способностей, приобретение учениками новых знаний, умений и навыков. В первую очередь, это крайне необходимый опыт самостоятельной, творческой и исследовательской работы, новые знания и умения, которые отличают исследователя от исполнителя, а также конкретный результат практической детской деятельности. Важно, что организовывая обучение таким образом, у ребенка должно сформироваться понимание того, что мир можно познать.

«Методология и методы организации исследовательской работы» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

На основании обобщения и анализа личного опыта работы с учениками по подготовке и проведению исследовательских работ план исследовательской работы включает следующие этапы:

  • знакомство с правилами выполнения научной работы;
  • выбор темы работы;
  • изучение литературы;
  • формулировка цели и задачей работы;
  • выбор методики проведения эксперимента;
  • составление плана исследования;
  • прогноз результата исследования;
  • проведение эксперимента;
  • обработка результатов;
  • формулировка выводов;
  • определение дальнейших путей исследования;
  • описание научной работы в формате реферата.

Характеристика структуры научного исследования

На основании практического исследования методисты выработали ряд рекомендаций для учителя и учеников, которые могут быть использованы во время планирования и проведения исследовательской работы.

Структуру работы подразделяют на вводную, основную и заключительную части.

Вводная часть.

Вводная часть включает в первую очередь название. В нем должна быть четко отражена сущность проделанной работы, то есть оно содержит в себе предмет и название метода исследования. Нельзя использовать широкие обобщающие названия или отвлеченные поэтические фразы. Заявленная тема должна в полной мере соответствовать содержанию работы.

Формулирование цели исследования предполагает ответ на вопрос «Что надо сделать, чтобы решить поставленную проблему?». Цель начинают глаголом, например, выявить, обосновать, определить и пр.

Задачи исследования уточняют цель и характеризуют основные шаги, гипотеза является предположением, догадкой еще не доказанной логически и не подтвержденной опытом, характеристика работы включает указание, является ли работа только теоретической или носит практический характер. Если работа практическая, то требуется уточнение, сколько времени заняли экспериментальные работы.

Обзор литературы должен содержать указание на источники, в которых характеризуется изучение того же вопроса, который рассматривается и в представленном исследовании. В конце исследования отмечают новизну представляемой работы по сравнению с рассмотренными. Каждую ссылку сопровождают номером, соответствующим порядковому номеру источника в списке литературы.

Основная часть.

Основная часть включает:

  • Объект исследования – объясняется выбор объектов исследования, какие серии опытов были выполнены и в каком количестве. В работе характеризуется не только то, какие эксперименты были проведены, но в каких условиях и в каких временных рамках.
  • Использованные методики – содержит краткое описание методик, использованных в каждой серии эксперимента. Общественные приемы можно просто упомянуть. Но если в такой прием автором было внесено какое-либо усовершенствование, то необходимо его описать.
  • Результаты исследования – основная часть доклада. Нужно четко и последовательно охарактеризовать полученные результаты. Здесь не требуется никаких рассуждений, кроме фактического изложения диаграмм, графиков и таблиц. Все цифровые данные должны быть выверены, проведена статистическая обработка приводимых данные.

Заключительная часть.

Заключение содержит выводы, практический выход, приложения и список использованной литературы:

  • Выводы кратко и конкретно отражают полученные в результате исследования данные. В выводах не должно быть никаких общих рассуждений, авторского мнения и пр.
  • Практический выход – характеристика перспектив дальнейшего развития в соответствии с полученными результатами.
  • Приложения – в конце текстов могут быть приведены дополнительные рисунки, графики и таблицы, если способствуют лучшему пониманию полученных данных.
  • Список использованной литературы – в нем должны содержаться все источники, на которые есть ссылки в тексте доклада, лишних источников не должно быть. Список должен быть составлен в алфавитном порядке фамилий авторов.

Успешность использования приведенной выше структуры работы заключается в том, что такая технология работы с учениками помогает им научиться проводить исследования и стать успешнее в самостоятельной организации и проведении исследовательской деятельности.

Дата последнего обновления статьи: 07.11.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot