Понятие методологии
Методология - это совокупность принципов, методов, приемов, форм и средств организации теоретических и практических направлений деятельности в различных областях.
Методология выступает логическим способом организации деятельности, который предполагает ее целевое назначение, определение круга задач, выбором подходов и средств для ее продуктивной реализации.
Методологический подход – это совокупность, имеющихся знаний, навыков, понятийного аппарата, которым располагает исследователь, чтобы рассмотреть проблему с конкретной точки зрения.
Один методологический подход может базироваться на нескольких научных концепциях, теоретических учениях и понятиях, положениях. При этом концептуальная база исследования является одной.
Методология охватывает все направления деятельности. Естественно, что ни одно исследование не обходится без методологии. В этой связи, она включает в свой состав целевое назначение исследования, специфику его содержания, особенности функционирования и развития, объект исследования, а также предмет исследования.
Методология исследования включает в свой состав методы. Они предполагают особую организацию познавательной деятельности, которая состоит из постановки проблемы, выдвижения гипотезы ее разрешения и поиск путей, способов и приемов проверки верности, поставленной гипотезы, а также оценку результатов и выводы по всему, проведенному исследованию.
Методы научного исследования характеризуются многообразием и разносторонностью применения т.е. один и тот же метод может быть использован для различных направлений научных исследований. Применение комплекса методов в научном исследовании будет более продуктивным и повысит его качество.
Основными свойствами методов являются:
- Обусловленность метода спецификой объекта исследования и познавательного процесса в целом;
- Метод должен отвечать целевому назначению исследования;
- Метод должен быть продуктивным, достоверным и качественным;
- Приложение минимума усилий и достижения максимума результатов;
- Простота и легкость в понимании и практическом использовании;
- Экономичность по затратам ресурсов на реализацию метода.
Методы помогают познавать действительность, исследовать процессы и явления. Методы, входящие в состав структуры методики, зависят от специфики научного исследования.
Методологические принципы научного исследования
Методология относится к разделу учений, занимающихся научными методами познания. Она основывается на совокупности принципов организации прохождения научного исследования, его методах и приемах реализации, научном аппарате, составляющим понятийную структуру научного исследования.
Методология основывается на следующей системе принципов:
- Принцип взаимодействия и единой направленности теории и практики исследования. Теория может находить качественное выражение и имеет продуктивное значение только на практике. Практика позволяет проверить реальность и истинность теоретических концепций и утверждений. Практике же, должна быть строго проконтролирована теорий, которая придает ей целенаправленный характер и упорядочивает ее.
- Принцип объективности. В процессе исследования должна быть найдена его суть и исключено субъективное влияние.
- Принцип конкретности. В процессе исследования предполагается находить только важные стороны процессов и явлений и определенные подходы к их анализу и контролю.
- Принцип развития. Предполагает исследовать объект, процесс или явление, исходя из количественных и качественных параметров его функционирования.
- Принцип системности. К каждому объекту исследования должен быть применен системный подход т.е. он должен рассматривается, как целостный процесс, состоящий из совокупности компонентов, связанных и сотрудничающих между собой.
- Принцип разностороннего изучения объектов, процессов и явлений.
- Принцип единства исторического и логического аспекта любого исследуемого процесса. Логика познания определяет логику развития. А история развития различных объектов отражает сущность и специфику его признаков и характерных особенностей.
Основные методологические подходы
В педагогическом учении в научных исследованиях и экспериментальной деятельности применяются следующие методологические подходы:
- Системный подход. Он опирается на принцип системности и реализуется при рассмотрении каждого изучаемого объекта, независимо от его структуры в качестве системы, компоненты которой находятся в постоянном взаимодействии и обуславливают развитие друг друга. Педагогическая система представляет собой единство целей и задач, форм, методов и средств, применяемых в учебно-воспитательном процессе. При этом, каждый исследуемый объект или процесс является специфическим, наделенным индивидуальными чертами и показателями развития.
- Концептуальный подход. Исследование начинается с разработки его концепции. Она включает в себя порядок его прохождения, ключевые аспекты его ориентации, преемственности и функциональных особенностей.
- Аспектный подход. Он базируется на изучении только одного параметра, качества, направления, проблемы, являющейся наиболее значимой или ресурсо-осуществимой.
- Эмпирический подход. Эмпирическое исследование опирается на имеющийся опыт, ранее реализованной деятельности, опыт исследователя в научной практике или реальной жизнедеятельности.
- Прагматический подход. Он основывается на учете тех целей и задач, которые должны быть достигнуты в процессе прохождения исследования.
- Научный подход. Он основывается на научных учениях и концепциях, применяет научный категориальный аппарат и характеризуется научной целенаправленностью.
- Деятельностный подход. Базируется на рассмотрении деятельностной стороны, исследуемого объекта или процесса. Деятельность выступает необходимым условием развития и реализации объекта во всех направлениях и областях.