Структурное строение дидактического теста
Дидактические тесты – это тесты, предназначенные для проверки усвоения учебной информации, контроля учебных достижений, знаний, навыков, полученных учащимися по конкретному научному направлению, дисциплине, образовательной программе в целом.
Дидактический тест – это контрольное задание определенной формы, которая позволяет дать количественное определение уровня развития навыков учащихся в конкретном направлении научного исследования, учебной дисциплины.
Рисунок 1. Дидактические тесты. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Разработка дидактического теста реализуется при формирование следующих его основных компонентов:
- Заголовок теста. Он отражает конкретную тему, курс, дисциплину, по которой проводится контроль знаний.
- Инструкция выполнения тестового задания. Учащихся необходимо ознакомить с порядком выполнения задания, его правилами и особенностями.
- Тестовые задания и упражнения.
- Правильные ответы, по которым происходит сверка ответов учащихся педагогом.
- Шкала итоговых результатов. По ней происходит формирование оценки за пройденный тест. Она выставляется исходя из количества верных ответов и выполненных практических заданий. За каждое задание ставится определенный балл, устанавливаемый шкалой.
Особенности проектирования дидактических тестов
Применение тестирования в сфере образования имеет свои специфические черты:
- Тест выступает самым объективным методом контроля качества обучения и проверки усвоенных знаний учащимися, независимо от сложности осваиваемой дисциплины, инновационных методик обучения, современных подходов и форм реализации учебного процесса;
- Тестирование выступает одним из приемов педагогического контроля и диагностирования различных параметров реализации учебно-воспитательной работы. Оно строится на основе принципов сопоставимости, надежности, объективности, обоснованности и репрезентативности;
- Тестирование требует тщательного подхода к его подготовке и реализации. Разрабатывать тесты должны педагоги из разных учебных заведений. Это дает возможность составить качественный контрольный тестовый материал;
- В ходе проектировки тестов и их реализации на практике необходимо использовать современные информационные технологии, способы обработки информационных данных, новшества в сфере педагогической диагностике и коррекции;
- Тесты должны разрабатываться по отдельным дисциплинам, а также необходимо проектировать отдельные тесты междисциплинарной ориентации;
- Эффективность теста и его долговечность закладывается на начальной стадии разработки теста.
Разработка дидактического теста реализуется на четырех уровнях:
- Теоретическая система в своем идеальном воплощении.
- Идеальная система в перспективном развитии.
- Технически реализуемое идеальное решение в данный временной период.
- Технически реализуемое настоящее решение в определенных условиях реализации учебного процесса и при конкретных параметрах технического обеспечения.
Составление дидактического теста и его конкретных параметров полностью определяется профессионализмом и квалификацией разработчиков, их системой знаний и навыков, развитием эрудиции и возможностями творческого подхода к делу.
Тестовые задания могут отличать по степени сложности, структуре, требованиям и правилам их прохождения. Они могут быть стандартизированными т.е. прошедшими специальный государственный контроль на содержание и использование в них методов математической статистики, а также нестандартизированными т.е. спроектированными педагогом самостоятельно для контроля знаний по своей дисциплине.
Требования к основным характеристикам дидактических тестов
Чтобы дидактические были эффективными, отвечали требованиям предоставления качественных образовательных услуг, необходимо разрабатывать их по специальной методике, которая отвечает ряду важных условий формирования ключевых характеристик теста. К ним относятся:
- Содержание теста должно отвечать требованиям федеральных стандартов. Поэтому, тесты строятся по большим разделам конкретной учебной дисциплины, либо, исходя из дидактических целей обучения. Возможно, также, применение смешанного подхода к построению тестовых заданий;
- Чтобы полноценно и успешно пройти аккредитацию и получить лицензию, учебное учреждение должно проектировать тесты таким образом, чтобы они позволяли реализовывать контрольную проверку знаний на основании объективного оценивания. Тесты должны быть гибкими. Хорошо, если тестирование ориентировано на преемственность в обучении т.е. один и тот же тест должен выполнять функцию контроля знаний на определенной ступени обучения и быть вступительным экзаменом на отборе учащихся на другие образовательные ступени и уровни;
- Разработка шкал подведения итогов для оценивания нормативных и критериальных тестовых заданий в соответствии с логикой построения учебной информации по конкретной дисциплине;
- Дидактический тест должен быть направлен не только на контроль знаний, но и на разработку перспективных направлений развития тех или иных знаний, умений, с учетом особенностей индивидуального развития учащихся;
- Тест должен иметь оптимальный временный лимит, отведенный на выполнение каждого задания;
- Грамотное представление тестовых вопросов и заданий. Вопросы теста должны быть составлены грамотным языком, понятным для конкретной возрастной категории учащихся, на который он ориентирован;
- Тест должен строится в простой и доступной для восприятия форме. У учащихся не должно возникнуть сложностей с пониманием инструкции к тесту и того, что от него требуется т.е. необходимо избегать двусмысленности и размытости в формулировках заданий;
- Тест должен полностью соответствовать содержанию образовательной программы и по сложности соответствовать временному периоду его изучения, полноценности и объему, изученного;
- Дидактический тест должен отвечать своему целевому назначению т.е. он должен соответствовать тому, что планируется измерять;
- Тест должен быть надежным т.е. результаты выполнения тестовых заданий должны рационально отражать динамику освоения учебной программы.
Рисунок 2. Дидактические требования к тестам. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ