Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методика разработки дидактических тестов

Структурное строение дидактического теста

Определение 1

Дидактические тесты – это тесты, предназначенные для проверки усвоения учебной информации, контроля учебных достижений, знаний, навыков, полученных учащимися по конкретному научному направлению, дисциплине, образовательной программе в целом.

Дидактический тест – это контрольное задание определенной формы, которая позволяет дать количественное определение уровня развития навыков учащихся в конкретном направлении научного исследования, учебной дисциплины.

Дидактические тесты. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Дидактические тесты. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Разработка дидактического теста реализуется при формирование следующих его основных компонентов:

  1. Заголовок теста. Он отражает конкретную тему, курс, дисциплину, по которой проводится контроль знаний.
  2. Инструкция выполнения тестового задания. Учащихся необходимо ознакомить с порядком выполнения задания, его правилами и особенностями.
  3. Тестовые задания и упражнения.
  4. Правильные ответы, по которым происходит сверка ответов учащихся педагогом.
  5. Шкала итоговых результатов. По ней происходит формирование оценки за пройденный тест. Она выставляется исходя из количества верных ответов и выполненных практических заданий. За каждое задание ставится определенный балл, устанавливаемый шкалой.

Особенности проектирования дидактических тестов

Применение тестирования в сфере образования имеет свои специфические черты:

  • Тест выступает самым объективным методом контроля качества обучения и проверки усвоенных знаний учащимися, независимо от сложности осваиваемой дисциплины, инновационных методик обучения, современных подходов и форм реализации учебного процесса;
  • Тестирование выступает одним из приемов педагогического контроля и диагностирования различных параметров реализации учебно-воспитательной работы. Оно строится на основе принципов сопоставимости, надежности, объективности, обоснованности и репрезентативности;
  • Тестирование требует тщательного подхода к его подготовке и реализации. Разрабатывать тесты должны педагоги из разных учебных заведений. Это дает возможность составить качественный контрольный тестовый материал;
  • В ходе проектировки тестов и их реализации на практике необходимо использовать современные информационные технологии, способы обработки информационных данных, новшества в сфере педагогической диагностике и коррекции;
  • Тесты должны разрабатываться по отдельным дисциплинам, а также необходимо проектировать отдельные тесты междисциплинарной ориентации;
  • Эффективность теста и его долговечность закладывается на начальной стадии разработки теста.
«Методика разработки дидактических тестов» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Разработка дидактического теста реализуется на четырех уровнях:

  1. Теоретическая система в своем идеальном воплощении.
  2. Идеальная система в перспективном развитии.
  3. Технически реализуемое идеальное решение в данный временной период.
  4. Технически реализуемое настоящее решение в определенных условиях реализации учебного процесса и при конкретных параметрах технического обеспечения.

Составление дидактического теста и его конкретных параметров полностью определяется профессионализмом и квалификацией разработчиков, их системой знаний и навыков, развитием эрудиции и возможностями творческого подхода к делу.

Тестовые задания могут отличать по степени сложности, структуре, требованиям и правилам их прохождения. Они могут быть стандартизированными т.е. прошедшими специальный государственный контроль на содержание и использование в них методов математической статистики, а также нестандартизированными т.е. спроектированными педагогом самостоятельно для контроля знаний по своей дисциплине.

Требования к основным характеристикам дидактических тестов

Чтобы дидактические были эффективными, отвечали требованиям предоставления качественных образовательных услуг, необходимо разрабатывать их по специальной методике, которая отвечает ряду важных условий формирования ключевых характеристик теста. К ним относятся:

  1. Содержание теста должно отвечать требованиям федеральных стандартов. Поэтому, тесты строятся по большим разделам конкретной учебной дисциплины, либо, исходя из дидактических целей обучения. Возможно, также, применение смешанного подхода к построению тестовых заданий;
  2. Чтобы полноценно и успешно пройти аккредитацию и получить лицензию, учебное учреждение должно проектировать тесты таким образом, чтобы они позволяли реализовывать контрольную проверку знаний на основании объективного оценивания. Тесты должны быть гибкими. Хорошо, если тестирование ориентировано на преемственность в обучении т.е. один и тот же тест должен выполнять функцию контроля знаний на определенной ступени обучения и быть вступительным экзаменом на отборе учащихся на другие образовательные ступени и уровни;
  3. Разработка шкал подведения итогов для оценивания нормативных и критериальных тестовых заданий в соответствии с логикой построения учебной информации по конкретной дисциплине;
  4. Дидактический тест должен быть направлен не только на контроль знаний, но и на разработку перспективных направлений развития тех или иных знаний, умений, с учетом особенностей индивидуального развития учащихся;
  5. Тест должен иметь оптимальный временный лимит, отведенный на выполнение каждого задания;
  6. Грамотное представление тестовых вопросов и заданий. Вопросы теста должны быть составлены грамотным языком, понятным для конкретной возрастной категории учащихся, на который он ориентирован;
  7. Тест должен строится в простой и доступной для восприятия форме. У учащихся не должно возникнуть сложностей с пониманием инструкции к тесту и того, что от него требуется т.е. необходимо избегать двусмысленности и размытости в формулировках заданий;
  8. Тест должен полностью соответствовать содержанию образовательной программы и по сложности соответствовать временному периоду его изучения, полноценности и объему, изученного;
  9. Дидактический тест должен отвечать своему целевому назначению т.е. он должен соответствовать тому, что планируется измерять;
  10. Тест должен быть надежным т.е. результаты выполнения тестовых заданий должны рационально отражать динамику освоения учебной программы.

Дидактические требования к тестам. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Дидактические требования к тестам. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Дата последнего обновления статьи: 26.06.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot