Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методика подготовки учащихся к адекватным действиям в криминогенных ситуациях

Образовательный процесс ориентирован на подготовку учащихся к реальной жизнедеятельности, а в ней, зачастую возникают жизненно опасные ситуации, часть которых носит криминогенный характер. Потому, педагогическая наука занимается исследование таких ситуаций и рассматривает вопросы введения изучения правил поведения при их возникновении в образовательный процесс.

Знакомство учащихся с возможными криминогенными ситуациями и правилами поведения в них реализуется в образовательном процессе школы на уроках ОБЖ. Такая работа носит целенаправленный характер и предполагает выбор форм, методов и средств воспитательного воздействия, а также проведение профилактических мероприятий на учебных занятиях.

Условия организации уроков ОБЖ по темам поведения в криминогенных ситуациях

Проведение уроков ОБЖ, ориентированных на ознакомление учащихся с правилами поведения в криминогенных ситуациях выстраиваются через знакомство с данными ситуациями, развитие навыков их распознания, а также обучения психологическим приемам обучения учащихся поведению в различных криминальных ситуациях, взаимодействию с субъектами их возникновения и своевременному применению методов профилактики попадания в ситуации такого рода.

К основным условиям организации уроков ОБЖ и освещения на них тем криминального характера относятся следующие:

  1. Мотивация учащихся к познанию основ безопасности жизнедеятельности и осознанию необходимости усвоения правил безопасного поведения в разнородных ситуациях;
  2. Приближение курса ОБЖ и конкретных тем уроков к реальной жизнедеятельности учащихся. Здесь предполагается привидение примеров из реальной жизни, ситуаций, доступных для понимания учащимися конкретной возрастной группы;
  3. Связь теории с практикой. Должны освещаться не только теоретические аспекты профилактики возникновения криминогенных ситуаций и правила поведения в них, но и проводиться практикум, на котором осваиваются приемы самозащиты, используются меры предосторожности в тех или иных жизненных обстоятельствах;
  4. Формирование психологической готовности учащихся к возможному развитию криминальных событий;
  5. Формирование навыков психологического поведения, психологической защиты при взаимодействии с криминальными лицами.

Данные условия предполагают включение в образовательный процесс определенного количества часов, отводимых на освещение тем криминальной направленности, практических занятий, на которых формируются навыки безопасного поведения на улице, в подъезде, дом и в иных местах, а также взаимодействия с посторонними лицами.

«Методика подготовки учащихся к адекватным действиям в криминогенных ситуациях» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Все теоретические данные, приемы поведения должны быть отработаны на практике. Для этого применяются разнообразные методы, включающие применение технологии моделирования, использования кластеров, наглядных пособий, просмотр видеоматериалов, решение ситуационных задач.

Направления работы по ознакомлению учащихся с криминогенными ситуациями и правилами поведения в них

Знакомство учащихся с основами поведения в криминальных условиях реализуется на уроках ОБЖ по следующим направлениям:

  1. Теоретическое знакомство с криминогенными ситуациями. Учащимся дается понимание того, какие ситуации относятся к криминогенным, по каким причинам и в каких условиях они могут возникнуть.
  2. Формирование навыков предвидения развития криминальных событий. Для предотвращения попадания в криминогенную ситуацию. Для этого, учащимся рассказываются правила поведения в бытовой жизнедеятельности, в учебном процессе, на прогулке, в поездках и т.д. (например: не открывать дверь посторонним при нахождении в квартире без взрослых, смотреть в глазок при выходе из квартиры для проверке наличия посторонних людей на площадке, не ходить по темным улицам в одиночку, в позднее время, выбирать безопасный маршрут возращения домой, не ездить в лифте с незнакомыми лицами и т.д.
  3. Формирование навыков избегания криминальных ситуаций. Видение ситуации, которая может приобрести криминальный характер предполагает формирование навыков поведения, направленных на уход от данных обстоятельств, на их избежание. Предполагается сформировать у учащихся основы поведения в данных обстоятельствах: прохождение мимо опасных компаний, исключение ношения с собой ценных и дорогих вещей, больших сумм денег, исключить лазанье по подвалам, крышам, не садиться в машину с незнакомыми людьми и т.д.
  4. Формирование навыков действия в случае попадания в разнородные криминальные обстоятельства. Формируются навыка зова на помощь, разговора с преступниками, основ поведения, поведения в случае преследования, погони, общения с незнакомыми людьми и ухода с ними в незнакомую обстановку и др.
  5. Проведение занятий по самообороне. Такие занятия направлены на формирование навыков самозащиты, освоение простейших приемов самообороны, которые могут оказать реальную помощь при попадание в те или иные криминальные обстоятельства.
Замечание 1

Следует отметить, что методика подготовки учащихся к действиям в криминогенных ситуациях включает и проведение внеклассной работы по данному направлению, а также, взаимодействие с семьями учащихся.

На территории школы формируется безопасная образовательная среда, включающая систему охраны, тревожные кнопки, видеонаблюдение, контроль за проникновением посторонних на территорию. При этом, особое значение отводится именно урокам ОБЖ, на которых формируются основы поведения, учащихся в разнородных криминальных обстоятельствах, т.к. в учебном заведении такие ситуации являются редким явлением. Чаще они возникают вне школы, когда ребенок максимально уязвим и не имеет должной защиты.

Наиболее актуально использование методов моделирования криминальных ситуаций на уроках. Они позволяют создать условия, приближенные к реальности и сформировать направления деятельности в определенной криминальной обстановке. Моделируются различные ситуации, разной степени сложности, требующие принятия различных решений и использования разных методов и средств самозащиты.

Дата последнего обновления статьи: 13.10.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot