Сущность понятия "контроль". Функции контроля
Контроль – это особый вид деятельности, осуществляемой с целью количественной и качественной оценки деятельности объекта, выявления отклонений ее фактических параметров от нормативных.
Контроль должен быть на каждой стадии процесса обучения, но особенно он важен после окончания изучения какого-либо раздела программы или завершения ступени обучения. Суть проверки результатов заключается в выявлении уровня освоения знаний учеников, которые должен соответствовать ГОС по данной программе или предмету.
Контроль на уроках по иностранному языку должен отражать его специфику как предмета. Освоение иностранного языка предусматривает овладение способами использования языка в разных видах деятельности и сферах общения, так как это предмет спектра практических дисциплин. В связи с этим контроль знаний системы языка не дает представлений и степени практического владения языком, то есть об уровне коммуникативной компетентности.
Иными словами, основной объект контроля на занятиях иностранным языком – это речевые умения. Контроль навыков выполнения действия и операций с языковым материалом при коммуникативном обучении должен направляться не только на проверку знания лексических единиц и умения образовать с их помощью грамматические формы, а в большей степени на умение выполнять действия с ними в процессе оформления своих мыслей и понимания мыслей других людей, которые говорят на изучаемом языке.
На занятиях по иностранному языку выделяют несколько функций контроля:
- диагностическая – определяет уровень владения языком, соответствующим программным требованиям. Объекты контроля – средства общения и деятельность общения, при условии ведущей роли последней;
- обучающая – помогает повторить и закрепить пройденный материал;
- управляющая – помогает управлять овладением языком через использование специальных учебных материалов и разработанную методику их применения в процессе контроля;
- корректирующая – предполагает внесение педагогом изменений в процесс обучения языку на основании данных, полученных в процессе контроля;
- стимулирующая – помогает создать положительные мотивы учения;
- оценочная – выносит суждения о результатах деятельности обучаемого и учителя, а также об эффективности самого процесса обучения.
Иными словами, контроль может быть высокоэффективным средством проверки знаний учащихся, если соблюдаются все вышеперечисленные требования.
Виды и формы контроля
Принято выделять текущий, тематический и итоговый контроль;
- Текущий контроль – это систематическая проверка усвоения знаний, умений и навыков на каждом уроке, оценка результатов обучения на уроке;
- Тематический контроль осуществляется после изучения полного раздела программы или после завершения периода обучения;
- Итоговый контроль проводят перед переводом учащегося в следующий класс или на следующую ступень обучения. В нем должно фиксироваться минимальное количество подготовки, обеспечивающей дальнейшее обучение.
Также контроль может быть индивидуальный, фронтальный, групповой и парный. Каждый из названных видов контроля может быть устным или письменным. На выбор формы контроля влияет объект проверки и тип контроля – итоговый или текущий.
Контроль на различных этапах урока иностранного языка
Типовой урок иностранного языка состоит из нескольких этапов, каждый из которых предполагает тот или иной вид контроля:
- Организационный этап включает приветствие и проверку готовности. Педагог проверяет класс на отсутствие отдельных учеников, сообщает тему и цель урока. Главное на данном этапе – создать рабочую обстановку и направленность на учебную деятельность.
- Речевая зарядка – урок иностранного языка предполагает обсуждение какого-либо события, связанного с жизнью школы или класса, прошедшего или предстоящего праздника. Речевая зарядка может основываться на домашнем задании, но она обязательно должна носить коммуникативный характер.
- Фонетическая зарядка – проводится с целью развить фонетические навыки. Она может состоять из работы над стихотворением, рифмовкой, скороговоркой, специальных упражнений на отработку сложных звуков и их сочетаний.
- Проверка усвоения изученного материала – должна занимать не более 15 минут времени урока. Могут использоваться различные виды опросов. Помогает выявить трудности и ошибки, разобрать ошибки и исправить их, оценить знания учащихся. Цель данной стадии – систематически контролировать усвоение знаний.
- Введение нового материала – не более 25 минут урока. Излагать материал нужно точно, научно, доступно, логично и доказательно. На выбор способов и форм введения материала влияет характер и ступень обучения. Главная цель – предоставить новые знания.
- Закрепление материала – не должно превышать 10 минут. Данная стадия предполагает использование вопросов, заданий на практическую деятельность. В связи с практической направленностью уроков иностранного языка, он состоит из тренировки вновь введенного материала и ранее усвоенного, но недостаточно закрепленного. Цель – получить информацию о качестве усвоения нового материала.
- Активизация материала различными типами речевой деятельности. Содержание данной стадии заключается в использовании изученного материала в разных видах речевой деятельности – говорении, чтении, письме и аудировании, для того, чтобы формировался гибкий навык использования определенного лексико-грамматического материала, а также обеспечение развития определенного умения. Упражнения, которые используют, чтобы активизировать материал, должны быть речевыми: диалог или монолог по определенной ситуации, чтение или слушание и обсуждение текста, разные практические и репродуктивные задания. Цель – систематизировать и обобщить материал.
- Подведение итогов урока – занимает не более 3 минут, состоит из озвучивания основных моментов и идей урока, стимулирования и выделения недостатков в работе, выставление отметок с комментариями. Цель – воспроизвести основные моменты урока.
- Домашнее задание - сообщается громко и четко, осуществляется контроль его записи учениками. Цель – помочь ученикам в организации и выполнении домашнего задания.