Условия продуктивного применения компьютерных технологий на уроках иностранного языка
Компьютерные технологии – это методы, формы и средства организации образовательного процесса посредством применения компьютерной техники и информационных ресурсов.
Компьютерные технологии активно проникают в образовательное пространство. Обучение по любому предмету средней образовательной школы уже немыслимо без использования современных компьютерных средств. Иностранные языки не являются исключением.
Уроки иностранного языка проводятся с использованием различных программных ресурсов и коммуникативных информационных средств. Они способствуют развитию навыков диалогической речи на иностранном языке, формированию мотивации к изучению языков, нахождению реальных владельцев иностранного языка и осуществления продуктивного общения с ним.
Применение компьютерных технологий в ходе обучения иностранным языкам в средней школе должно реализовываться с соблюдением ряда важных условий. Они обеспечивают эффективное применение технологий и положительные результаты в освоении иностранного языка. К этим условиям относятся:
- Правильное соотношение между использованием компьютерных технологий и традиционных методик обучения иностранному языку. Компьютерные средства не могут занять приоритетную позицию. Они должны быть вспомогательным методом обучения.
- Наличие технологического оборудование. В школе должны иметься компьютерные классы и интерактивные доски.
- Педагог должен владеть не только своими профессиональными навыками, но и быть квалифицированным в применении компьютерных средств и конкретно используемой технологии.
- Рациональное распределение временных ресурсов на использование компьютерных средств обучения.
- Педагог должен направлять и координировать процесс обучения с применением компьютерных технологий.
Использование компьютерных технологий на уроках иностранного языка способствует развитию у учащихся средней школы не только познаний по иностранному языку, но и навыков владения компьютерными средствами.
С помощью компьютерных технологий можно индивидуализировать обучение. Так, можно использовать программные продукты, дополнительные упражнения повышенной сложности для более развитых учащихся, у которых есть потенциал к полноценному освоению языка, а также использовать упрощенные программы обучения для отстающих.
Формы организации учебного занятия с применением компьютерных технологий
Методика использования компьютерных технологий в образовательном процессе, ориентированном на освоение иностранных языков, предполагает оптимальное распределение временных ресурсов, отводимых на применение компьютерных средств. Наиболее оптимальным, в средней школе, является применение компьютерных технологий один-два раза в неделю.
Занятия могут быть организованы следующим образом:
- Построение диалогового взаимодействия с носителем иностранного языка. Для этого используются Интернет-ресурсы и программы онлайн-связи. В режиме реального времени можно совершить звонок на другой континент и пообщаться с реальным носителем иностранного языка. Это способствует развитию навыков диалогового общения: установлению контакта на иностранном языке, осуществлению продуктивного разговора, развитию навыков обращения с просьбой о чем-то и др.
- Применение обучающих программ. Такие программы позволяют отработать навыки произношения, расширить словарный запас, сформировать навыки грамматического построения предложений и фраз на иностранном языке. Посредством программ можно повторить и закрепить правила построения грамматических конструкций, произношения отдельных звуков в разных позициях слова. Обучающие программы мотивируют к познанию, поскольку представлены в интересном виде: схемы, таблицы, рисунки. Они дают наглядное представление теоретических данных, что способствует их лучшему усвоению.
- Использование информационной части интернет-пространства. Интернет богат разнообразной информацией, касающейся любого иностранного языка: истории его становления, особенностях, правилах, способах изучения, вариантах применения на практике и т.д. информационные сайты применяются для поиска интересного текстового материала, творческих заданий, которых нет в учебных пособиях.
- Интерактивная доска SMART – это доска проектор, на которую переносится изображение или информация с ПК и дополняется зарисовками специального фломастера. Это позволяет наглядно представить информацию, продемонстрировать написание или произношение конкретного слова, прокомментировать текстовый материал, выделив главное в нем, дополнить теорию картинками и схемами.
- Презентации разного типа. Для этого, как правило, используется интерактивная доска, ПК и программа Power Point. Программа позволяет создавать разного типа презентации: с применением анимации, ориентированные на закрепление новой темы, классические презентации для представления нового материала. Презентацию можно представить без интерактивной доски, просто на ПК. Но тогда хорошо, чтобы это реализовывалось в компьютерном классе, где каждый учащийся будет иметь доступ к ПК.
Что касается использования в обучении презентаций, то они могут включать в себя применение следующих методов:
- Метод проблемных кейсов – анализ определенных ситуаций, представленных наглядно, на основе фактов – картинок, видео отрывков из реальной жизни. Учащиеся формируют свое видение данной проблемы;
- Спрингборды – рисунки, картинки, фото по определенной теме. Они ориентированы на стимулирование к познанию и развитие разговорных навыков на иностранном языке в форме интервью. Интервью развивает любознательность ребенка, мышление, речь, но самое главное – делает занятие интересным и увлекательным;
- Метод кластеров – написание ключевого слова по теме изучения и дополнение его ассоциативными словами т.е. имеется слово по теме и каждый учащийся дополняет его иным словом, которое связано с данной темой. Затем проводятся связи между всеми ассоциациями и формируется кластер. Это позволяет подвести итоги изучения темы и закрепить ее в сознании.