Самоактуализация воспитателя как механизм его личностного развития
Самоактуализация воспитателя – это стремление педагога к полноценной реализации своего профессионального потенциала, личностных возможностей в успешном выполнении своих профессиональных функций.
Самоактуализация занимает важное место в профессиональной деятельности воспитателя. Ее достижение обеспечивает качественную работу педагога, его развитие и совершенствование в профессиональной сфере деятельности.
Самоактуализация воспитателя выступает:
- Деятельностью педагога, ориентированную на осознание им своего профессионального и личностного потенциала.
- Формированием у педагога навыков применения своих личностных качеств в реализации своих профессиональных функций.
- Профессиональным саморазвитием и самосовершенствованием педагога.
Самоактуализация воспитателя выступает основой его личностного развития. Можно, даже, представить процесс самоактуализации в качестве механизма развития личности педагога.
Самоактуализация педагога, с одной стороны, может быть спонтанным процессом т.е. педагог реализует свои личностные возможности в профессиональной деятельности, даже не думая об этом, не понимания этого. С другой стороной, процессом самоактуализации педагога можно управлять. Это осуществляется тогда, когда педагог осознает свои возможности, свой потенциал и стремится к его реализации в профессиональной сфере деятельности.
Для личностного развития воспитателя необходимо управлять процессом его самоактуализации. Это требует регулирования педагогом своей деятельности, реализации его индивидуальных возможностей и применения особенностей личностного развития к конкретным видам и направлениям педагогической деятельности.
Самоактуализация педагога включает в себя:
- Всестороннее развитие творческой и духовной сферы личности;
- Непрерывность развития личностного потенциала;
- Максимальную реализацию потенциальных возможностей личности в профессиональной сфере деятельности;
- Адекватное восприятия окружающей действительности и своей роли в ней;
- Нормальный уровень психического, физического и эмоционального развития педагога.
Личностное развитие педагога лежит в основе его профессионального становления. Потому, процессу самоактуализации как механизму личностного развития педагога отводится особая роль в профессиональном становлении педагога.
Самоактуализация педагога начинается в период его профессиональной подготовке и продолжается в период его профессиональной деятельности. Она требует создания специальных условий в педагогическом процессе, которые мотивируют работу педагога на самостоятельное принятие решений, использование нестандартных подходов в воспитании, проведение самоанализа деятельности и регулярной самооценки своих профессиональных достижений.
Методы самоактуализации личности педагога
Самоактуализация личности воспитателя представляет собой осмысление им сторон саморазвития личности, которое исследуется в следующих аспектах:
- Как механизм самореализации;
- Как тенденции развития личности;
- Как переживания ценностей бытия;
- Как фактор профессионального роста и развития.
Самоакутализация личности педагога осуществляется следующими методами:
- Гностический метод. Он ориентирован на формирование у педагога понимания специфических особенностей его личности и их реализацию в правильном направлении. Зачастую, педагоги обладают обширным потенциалом, который может быть реализован в профессиональной сфере, как правильно, так и неправильно. Необходимо достигать его правильной реализации.
- Регулирующий метод. Он ориентирован на рациональное проявление педагогом себя и своего потенциала. Требуется развитие навыков опоры на свои умения и возможности, минимизируя проявления недостатков в реализации педагогической деятельности. педагог учится проявлять себя в качестве специалиста, адекватного члена общества и целеориентированного профессионала.
- Процессуально-результативный метод. Он заключается в формировании навыков проявления профессиональной активности педагога в опоре на творческие навыки деятельности, креативное мышление и нестандартный подход.
Самоакутализация профессиональной деятельности воспитателя выступает в качестве фактора, определяющего:
- Поведение педагога в конструктивной деятельности и конструктивном взаимодействии;
- Поведение педагога в организаторском и управленческом процессе;
- Поведение педагога в системе межличностных связей, коммуникативного взаимодействия.
Саморегуляция как техника самоактуализации личности воспитателя
Саморегуляция – это навыки управления всеми процессами своего организма: эмоциями, мыслями, чувствами, переживаниями, поведенческими реакциями.
Саморегуляция выступает основой самоконтроля личности. В педагогической деятельности она не просто необходима. Она лежит в основе продуктивности профессиональной деятельности педагога и является приоритетным требованием его профессионального мастерства.
Саморегуляция выступает одной из техник самоактуализации личности педагога.
Саморегуляция педагога включает в себя:
- Саморегуляцию восприятия. Она связана со знанием задач восприятия и умением находить рациональные способы их решения;
- Саморегуляция внимания. Она реализуется за счет управления процессами внимания, формирования навыков его концентрации, управления непроизвольным вниманием и его регулярной тренировкой;
- Саморегуляция психоэмоциональной сферы. Она реализуется через проведение аутотренингов т.е. упражнений, ориентированных на формирование адекватного реагирования на эмоциональные раздражители. Педагог учится взаимодействовать с детьми и их родителями, устанавливать с ними межличностное взаимодействие в опоре на приемы эмоционально-волевой регуляции;
- Саморегуляция физической сферы. Она, также, реализуется через систему упражнений аутогенного характера. Используются приемы психологического воздействия на организм педагога, позволяющие ему расслабиться в сложных, неоднозначных ситуациях, избежать развития разнородных физических реакций на стресс – головная боль, повышение давления, раздражительность и т.д. Аутотренинги позволяют улучшить состояние здоровья педагога, повысить его работоспособность и реализовать полноценное выполнение своих профессиональных функций.
Саморегуляция необходима каждому педагогу. Она лежит в основе его самоактуализации, а значит и в основе его профессионального роста и развития.