Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методика и техника самоактуализации воспитателя в личной и профессионально-педагогической сфере

Самоактуализация воспитателя как механизм его личностного развития

Определение 1

Самоактуализация воспитателя – это стремление педагога к полноценной реализации своего профессионального потенциала, личностных возможностей в успешном выполнении своих профессиональных функций.

Самоактуализация занимает важное место в профессиональной деятельности воспитателя. Ее достижение обеспечивает качественную работу педагога, его развитие и совершенствование в профессиональной сфере деятельности.

Самоактуализация воспитателя выступает:

  1. Деятельностью педагога, ориентированную на осознание им своего профессионального и личностного потенциала.
  2. Формированием у педагога навыков применения своих личностных качеств в реализации своих профессиональных функций.
  3. Профессиональным саморазвитием и самосовершенствованием педагога.

Самоактуализация воспитателя выступает основой его личностного развития. Можно, даже, представить процесс самоактуализации в качестве механизма развития личности педагога.

Самоактуализация педагога, с одной стороны, может быть спонтанным процессом т.е. педагог реализует свои личностные возможности в профессиональной деятельности, даже не думая об этом, не понимания этого. С другой стороной, процессом самоактуализации педагога можно управлять. Это осуществляется тогда, когда педагог осознает свои возможности, свой потенциал и стремится к его реализации в профессиональной сфере деятельности.

Для личностного развития воспитателя необходимо управлять процессом его самоактуализации. Это требует регулирования педагогом своей деятельности, реализации его индивидуальных возможностей и применения особенностей личностного развития к конкретным видам и направлениям педагогической деятельности.

Самоактуализация педагога включает в себя:

  • Всестороннее развитие творческой и духовной сферы личности;
  • Непрерывность развития личностного потенциала;
  • Максимальную реализацию потенциальных возможностей личности в профессиональной сфере деятельности;
  • Адекватное восприятия окружающей действительности и своей роли в ней;
  • Нормальный уровень психического, физического и эмоционального развития педагога.
«Методика и техника самоактуализации воспитателя в личной и профессионально-педагогической сфере» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Личностное развитие педагога лежит в основе его профессионального становления. Потому, процессу самоактуализации как механизму личностного развития педагога отводится особая роль в профессиональном становлении педагога.

Самоактуализация педагога начинается в период его профессиональной подготовке и продолжается в период его профессиональной деятельности. Она требует создания специальных условий в педагогическом процессе, которые мотивируют работу педагога на самостоятельное принятие решений, использование нестандартных подходов в воспитании, проведение самоанализа деятельности и регулярной самооценки своих профессиональных достижений.

Методы самоактуализации личности педагога

Самоактуализация личности воспитателя представляет собой осмысление им сторон саморазвития личности, которое исследуется в следующих аспектах:

  • Как механизм самореализации;
  • Как тенденции развития личности;
  • Как переживания ценностей бытия;
  • Как фактор профессионального роста и развития.

Самоакутализация личности педагога осуществляется следующими методами:

  1. Гностический метод. Он ориентирован на формирование у педагога понимания специфических особенностей его личности и их реализацию в правильном направлении. Зачастую, педагоги обладают обширным потенциалом, который может быть реализован в профессиональной сфере, как правильно, так и неправильно. Необходимо достигать его правильной реализации.
  2. Регулирующий метод. Он ориентирован на рациональное проявление педагогом себя и своего потенциала. Требуется развитие навыков опоры на свои умения и возможности, минимизируя проявления недостатков в реализации педагогической деятельности. педагог учится проявлять себя в качестве специалиста, адекватного члена общества и целеориентированного профессионала.
  3. Процессуально-результативный метод. Он заключается в формировании навыков проявления профессиональной активности педагога в опоре на творческие навыки деятельности, креативное мышление и нестандартный подход.

Самоакутализация профессиональной деятельности воспитателя выступает в качестве фактора, определяющего:

  • Поведение педагога в конструктивной деятельности и конструктивном взаимодействии;
  • Поведение педагога в организаторском и управленческом процессе;
  • Поведение педагога в системе межличностных связей, коммуникативного взаимодействия.

Саморегуляция как техника самоактуализации личности воспитателя

Саморегуляция – это навыки управления всеми процессами своего организма: эмоциями, мыслями, чувствами, переживаниями, поведенческими реакциями.

Саморегуляция выступает основой самоконтроля личности. В педагогической деятельности она не просто необходима. Она лежит в основе продуктивности профессиональной деятельности педагога и является приоритетным требованием его профессионального мастерства.

Саморегуляция выступает одной из техник самоактуализации личности педагога.

Саморегуляция педагога включает в себя:

  1. Саморегуляцию восприятия. Она связана со знанием задач восприятия и умением находить рациональные способы их решения;
  2. Саморегуляция внимания. Она реализуется за счет управления процессами внимания, формирования навыков его концентрации, управления непроизвольным вниманием и его регулярной тренировкой;
  3. Саморегуляция психоэмоциональной сферы. Она реализуется через проведение аутотренингов т.е. упражнений, ориентированных на формирование адекватного реагирования на эмоциональные раздражители. Педагог учится взаимодействовать с детьми и их родителями, устанавливать с ними межличностное взаимодействие в опоре на приемы эмоционально-волевой регуляции;
  4. Саморегуляция физической сферы. Она, также, реализуется через систему упражнений аутогенного характера. Используются приемы психологического воздействия на организм педагога, позволяющие ему расслабиться в сложных, неоднозначных ситуациях, избежать развития разнородных физических реакций на стресс – головная боль, повышение давления, раздражительность и т.д. Аутотренинги позволяют улучшить состояние здоровья педагога, повысить его работоспособность и реализовать полноценное выполнение своих профессиональных функций.

Саморегуляция необходима каждому педагогу. Она лежит в основе его самоактуализации, а значит и в основе его профессионального роста и развития.

Дата последнего обновления статьи: 17.11.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot