Развитие межкультурной компетенции как фактор становления культурно-языковой личности
Межкультурная компетенция – это способность эффективно общаться с представителями разных культур.
В отечественной науке и образовании изучение межкультурной коммуникации инициируют педагоги по иностранным языкам, которые первыми поняли, что для того, чтобы эффективно общаться с представителями другой культуры, мало просто полноценно владеть иностранным языком. Практика общения с иностранцами показала, что даже глубокие познания в иностранном языке не исключают ситуации непонимания и конфликта с носителями этого языка. В связи с этим преподавание иностранных языков состоит из знакомства учеников с историей, обычаями, традициями, социальной организаций страны изучаемого языка. Однако, только теоретического знакомства с соответствующей культурой недостаточно, чтобы бесконфликтно общаться с ее представителями, и стало очевидно, что успешный и эффективный контакт с представителем другой культуры невозможен без практических навыков межкультурного общения.
Школьники должны быть готовы к эффективным межкультурным контактам на уровне повседневного межличностного взаимодействия. Для этого мало лишь знаний, касающихся природы межкультурного непонимания, здесь необходимо формировать практические навыки и умения, которые позволят свободно понимать представителей других культур.
Под компетенцией понимают способность творческого выполнения деятельности, на основании сформированных мотивов, личностных качеств, умение пользоваться нормативно-приемлемыми образцами поведения в профессиональной области. Овладение компетенциями формирует основание для развития профессионализма и мастерства:
- языковая компетенция несет ответственность за правильный выбор языковых средств, адекватных ситуации общения;
- коммуникативная компетенция состоит из механизмов, приемов и стратегий, необходимых, чтобы обеспечивать эффективный процесс общения;
- культурная компетенция совпадает с понятием культурной грамотности и предполагает знание политических реалий, фразеологизмов, терминов и пр.
К направлениям формирования способности к межкультурной коммуникативной компетенции при изучении в школе иностранного языка, относят:
- поликультурное направление, то есть обогащение своей культуры благодаря принятию другой, включает принятие новых знаний о чужой культуре, чтобы более глубоко и полно познать свою, уважение ко всем культурам, умение видеть в иноязычной культуре не только то, что отличает нас друг от друга, но и то, что нас сближает;
- толерантность предполагает способность взаимодействовать с людьми, принадлежащими к другой культуре на основании учета их ценностей, норм и представлений, а также способность ориентировать свое поведение при общении на человека другой культуры; отсутствие жесткости в поведении, способность к сопереживаниям;
- поведенческое направление – это адекватное поведение, принятое в деловых профессиональных кругах, предполагающее возможность нахождения конструктивных компромиссов;
- лингвосоциокультурное направление – предполагает умение обмениваться мнениями и активно слушать на основании повторения сказанного.
Интернет как образовательная среда в процессе формирования межкультурной компетенции
Высокий уровень компьютеризации общества и возрастание значимости интернета в качестве средства хранения и передачи информации требует от современного учителя иностранного языка внедрять в свою образовательную практику информационно-коммуникационные технологии. Их использование помогает совершенствовать лингвистическую и межкультурную компетенцию учащихся, формирует культуру общения в электронной среде и пр.
Задача учителя заключается в создании модели реального общения, которая помогает сформировать у учеников естественное желание и необходимость взаимодействовать с другими, уверенность в собственных силах для осуществления коммуникации. Коммуникативным подходом подразумевается обучение общению и формирование способности межкультурного взаимодействия, что и представляет основу функционирования интернета.
При общении в истинной языковой среде, которую обеспечивает интернет, ученики попадают в настоящую жизненную ситуацию. Вовлеченные в решение широкого круга значимых, реалистичных, интересующих и достижимых задач, школьники учатся спонтанно и адекватно на них реагировать, что помогает выработке оригинальных высказываний, а не шаблонной манипуляции языковыми формами.
Общение в интернете может происходить посредством обмена электронными письмами, что дает определенное время проанализировать текст письма и продумать ответ. Это отличное средство для развития коммуникативных качеств учеников, а также письменных навыков.
Более продвинутый этап обучения, если дети обладают навыками разговорной речи, предполагает использовании технологии общения «в живую» - по Skype.
Также отдельный тип общения в интернете – это общение через посты в блогах. Существует масса разнообразных интернет ресурсов, на которых ученики могут общаться в блогах. Например, сервис BBC, созданный специально для изучающих иностранный язык. Также этому способствует Твиттер.
Нельзя забывать, что простое общение с ровесниками из другой страны не гарантирует формирования межкультурной компетенции. Исследования, которые были проведены в США и Германии, продемонстрировали, что часто у студентов, вместо повышения межкультурной компетенции, создаются ложные стереотипы о другой культуре, что в свою очередь приводит к антипатии и неприятию изучаемой культуры. Участники общения должны быть готовы, что представители контактирующей культуры имеют иную систему ценностей, знаний и норм, в связи с чем их мнения и суждения отличаются от мнений и суждений, принятых в родной культуре.