Сущность и значение грамматического строя речи
Грамматический строй речи – это правила организации и порядок функционирования морфологических единиц, синтаксических конструкций и лексических единиц языка.
Освоение грамматического строя речи связано с развитием навыков правильного построения высказываний т.е. ознакомление с правилами построения предложений, путем освоения навыков изменения форм слов, образования новых слов и их верного сочетания в предложениях.
Грамматические навыки необходимо развивать с дошкольного возраста, а именно с момента освоения речи ребенком. Это необходимо для его подготовки к дальнейшему обучению в школе.
Развитие грамматических речевых навыков представляет собой комплексную работу по освоению морфологии, синтаксиса и словообразования. Морфологические знания необходимы для понимания и верного применения существительных по родам, числам и падежам.
Знакомство с синтаксическими конструкциями позволяет строить предложения с верной последовательностью слов в нем. Предложения могут быть простыми и сложными, содержать обособленные обороты и много членов. Синтаксис поможет в формировании верной последовательности и сочетании разных частей речи в предложении.
Словообразование дает представление о том, каким образом строятся новые слова, на основе уже имеющихся с добавлением окончаний, приставок, суффиксов.
Овладение грамматическим строем речи необходимо для того, чтобы речь была четкой и логически обоснованной. Это делает речь доступной для восприятия и придает ей смысловой окрас.
От того, насколько хорошо у ребенка развиты грамматические навыки, зависит формирование его мыслительных процессов. Грамматика языка отражает уровень интеллектуального развития ребенка.
Освоение грамматического строя речи необходимо для построения монологичной речи. Для того, чтобы выразить свое мнение, рассказать что-то, передать другому человеку информацию, необходимо построить логически связанные предложения, чтобы речь была понятной для слушателей и способствовала достижению ее целевого назначения.
Освоение грамматического строя речи способствует общему развитию ребенка, активизирует его познавательную активность, устраняет замкнутость, развивает коммуникативные навыки и упрощает социальное взаимодействие.
Направления работы по формированию грамматического строя речи
Работа по формированию грамматического строя речи реализуется в трех направлениях:
- Развитие морфологических навыков. Работа в этом направлении начинается с развития у детей понимания того, какие грамматические формы слова существуют и каким образом они применяются в словосочетаниях и фразах. Дети осваивают падежи существительных и учатся применять их в согласовании с другими частями речи – прилагательными. Также, осваивается применение глаголов, их согласование с существительными и использование предлогов. Постепенно дети осваивают правильное употребление числовой и родовой форм слова. Ведущей формой деятельности дошкольника является игра. Поэтому обучение ведется, посредством разнообразных дидактических и сюжетных игр. Это направление ориентировано на развитие навыков изменения форм слов, составляющих активные словарь ребенка, развитие потребности правильного произношения и умения находить ошибки в своей и чужой речи.
- Развитие синтаксических навыков. Здесь происходит освоение правил построения различных предложений и их объединение в текстовую речь и формирование связанных высказываний. Обучение начинается с построения простых предложений, содержащих по два-три слова. Постепенно предложения усложняются, дополняются новыми членами: к подлежащему и сказуемому добавляются однородные члены и обобщающие слова. Дети учатся строить простые предложения, отвечая на вопросы. Далее, происходит расширение лексического запаса ребенка: речь наполняется глаголами. Они необходимы для формирования навыков составления сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Происходит освоение союзов и развитие навыков их верного применения в предложении. Обучение этого направления ориентировано на развитие навыков построения простых и сложных предложений, с соблюдением правильного порядка его членов и их согласования, а также развитие навыков пользование прямой и косвенной речью.
- Развитие навыков словообразования. Обучение начинается с развития слухового восприятия ребенка. Дети должны уметь воспринимать слова на слух. Также, реализуется расширение лексического запаса ребенка: увеличивается разнообразие слов, относящихся к разным частям речи. Затем, происходит освоение механизма словообразования и его практическое применение. Дети изучают разные приемы образования новых слов. Обучение должно способствовать развитию умений формирования разных степеней прилагательных, вычленению частей слов и пониманию их смыслового назначения. Обучение реализуется в игровой форме.
Основные пути формирования грамматически правильной речи
Грамматический строй речи осваивается следующими путями:
- Обучение должно проходить в соответствующих условиях т.е. должна быть создана благоприятная и положительная атмосфера, способствующая развитию познавательной активности и заинтересованности детей в освоении грамматических навыков.
- Наличие положительного примера взрослых. Речь взрослых, окружающих ребенка должна быть корректной и грамматически правильно построенной. Для этого, необходимо работать над повышением речевой культуры взрослых.
- Обучение детей сложным грамматическим формам, с целью профилактики грамматических ошибок.
- Создание условий практической отработки, освоенных грамматических навыков. Необходимо тренировать навыки, используя специальные упражнения на их отработку в речи. Причем, следует регулярно повторять то, что было изучено давно.
- Исправление грамматических ошибок, совершаемых детьми. Педагогу необходимо корректировать произношение детей, акцентируя внимание на их ошибках, повторяя правило верного произношения, чтобы закрепить его в памяти.