Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста
Экология – это наука, которая занимается изучением взаимоотношений живых организмов друг с другом и с окружающей природной средой.
На сегодняшний день проблема экологического воспитания наиболее актуальна. У современного общества не сформировано экологическое сознание. Министерство образования РФ требует включения в образовательный процесс формирование экологических знаний, начиная с дошкольного возраста, чтобы решить проблему воспитания экологического сознания.
Экологическое воспитание дошкольников направлено на развитие гуманных чувств детей, накопление ими эмоционально-положительного опыта взаимодействия с природной средой.
Экологическое воспитание дошкольников предполагает проведение в дошкольных учреждениях мероприятий, которые были бы интересны и для детей, и для взрослых.
Экологическое воспитание – это процесс формирования осознанного правильного отношения детей к объектам природы.
Заниматься экологическим воспитанием детей нужно с первых лет их жизни.
Предназначение экологического воспитания:
- воспитать гуманное отношение к природе;
- формировать систему экологических знаний и представлений;
- развивать эстетические чувства;
- призывать детей к посильной для них деятельности, направленной на уход за животными и растениями.
Осознанное отношение детей к природе базируется на элементарных экологических знаниях.
Экологические знания – это информация о взаимосвязи конкретных растений и животных и среды их обитания, а также об их приспособленности к ней.
Чтобы успешно проводить экологическое воспитание в детском саду, необходимо:
- создать в группе уголок живой и неживой природы;
- создать на территории ДОУ внешние природные зоны – сады, огороды, экологическую тропу, зоны отдыха, птичьи столовые и пр.;
- взаимодействовать с родителями, чтобы интегрировать экологическое воспитание и семейное воспитание;
- организовывать исследовательскую и природоохранную деятельность детей на основании сочетания посильного детского труда и игровых ситуаций.
Задачи и методы экологического воспитания детей
Основные задачи экологического воспитания детей:
- сформировать у детей умения и навыки по уходу за растениями и животными;
- воспитывать чувственно-эмоциональные реакции детей на окружающую среду;
- воспитывать у детей заботливое отношение к природе через целенаправленное общение их с окружающей средой;
- воспитывать эстетические и патриотические чувства средствами природы.
На сегодняшний деть разработан ряд программ экологического воспитания в ДОУ. Большинство из них базируется на формировании у дошкольников познавательного отношения к природной среде, трудовых умениях и навыках детей, понимании значения труда в качестве деятельности, направленной на удовлетворение потребностей живых существ, а также на воспитании интереса к труду и природе, бережном и заботливом отношении к природе, гуманно-деятельном отношении ко всему живому.
Методы обучения – это способы совместной деятельности детей с воспитателями, в процессе которых идет формирование знаний, умений и навыков, а также воспитывается отношение к окружающему миру.
В работе с детьми, направленной на формирование у них экологической культуры, необходимо учитывать следующие принципы экологического воспитания и образования:
- развивающий и воспитывающий характер знаний о природе, состоящий из отбора знаний о природе, который должен осуществляться, учитывая цели и задачи экологического образования дошкольников и их возрастные возможности;
- научность при отборе содержания знаний, когда необходимо основываться на ведущих целях современного естествознания и научных понятиях;
- энциклопедичность при отборе содержания знания;
- учет характера системности знаний о природе на разных возрастных этапах;
- доступность;
- краеведческая направленность при отборе материала.
Важная особенность экологического воспитания дошкольников – организация эколого-развивающей среды, которая способствует возникновению и развитию познавательных интересов детей, развивает его волевые качества, эмоции и чувства, способствует взаимопроникновению с природным окружением ребенка.
Организовывая эколого-развивающую среду необходимо учесть:
- требования к подбору и размещению растений и животных в уголке живой природы, в соответствии с их биологическими особенностями;
- возможность содержать объекты в условиях приближенных к естественным;
- возрастные особенности детей;
- безопасность объектов для жизни и здоровья детей, дидактическая и воспитательная значимость и пр.
Организовывая работы по экологическому воспитанию дошкольников, наиболее часто используют следующие инструменты:
- наблюдение – ведущий метод экологического воспитания детей. Наблюдением обогащается чувственный опыт, формируются реалистические представления и понятия о природной среде, основах экологического сознания, эстетическое видение мира природы, бережное и заботливое отношение ко всему живому;
- иллюстративно-наглядный материал в экологическом воспитании детей;
- технические средства обучения – диапозитивы, диафильмы, кинофильмы, видеофильмы, компьютерные программы, в системе эколого-воспитательной работы;
- труд в качестве одного из основных методов экологического воспитания детей;
- элементарные опыты в системе экологической работы с детьми-дошкольниками;
- игры в качестве метода экологического воспитания;
- моделирующая деятельность в качестве метода экологического воспитания детей;
- рассказы воспитателя, касающиеся предметов и явлений природы и деятельности человека в ней;
- составление природоведческих книг, их использование для освоения детьми экологических представлений;
- экологические сказки для формирования научного видения природы и раскрытия сложных явлений;
- беседа в качестве средства расширения, углубления и обобщения знаний детей о природной среде.