Методическое творчество как условие любой творческой деятельности
Методическое творчество – это один из видов творческой деятельности, которая ориентируется на создание новых, социально-значимых и целесообразно организуемых методов и других средств регуляции.
Необходимость и саму возможность методического творчества рассматривают с нескольких точек зрения:
- с точки зрения интуитивизма рационально-волевое, а тем более внешне-социальное влияние на спонтанный процесс творчества не может быть осуществлено, поэтому надобности в методическом творчестве нет;
- кибернетический вариант рационализма говорит о том, что любые процедуры решения задач могут быть формализованы, запрограммированы и выполнены по двойному алгоритму.
Расцвет классических и появления новых типов творчества свидетельствует о том, что креативность не может исчезнуть из человеческой деятельности, и она не может быть алгоритмизирована, но вместе с этим субъекту нежны социальные формы закрепление и наследования профессионального опыта.
Любой творческий процесс включает переплетение процедур нескольких типов:
- формирование новых способов деятельности;
- генерирование оригинальных идей;
- воплощение идеи в реальную вещь.
Понятие типа творческого действия свидетельствует в данном случае не о последовательности этапов создания, а о причинно-следственных зависимостях, которые относятся к технологии творчества.
Работа в обстановке неопределенности и дефицита всех ресурсов деятельности вынуждает творческую личность перейти на «самообеспечение», так создаются предпосылки и средства для осуществления творчества. Данная закономерность замаскирована двумя обстоятельствами.
- во-первых, новыми способами деятельности, которые сразу пускают в ход, реализуют в действиях так, что бывает затруднительно разобрать, где кончилось изготовление средства и началось производство творческого продукта;
- во-вторых, актуальный поиск предполагает многократное чередование стадий и циклов производства инструментов и промежуточных продуктов, оказывающих взаимное влияние друг на друга.
Иными словами, каждый творческий акт содержит внутри себя некоторое изначальное духовное усилие, предполагающее выход за пределы известного и уже осуществленного, исходное озарение выступает подсказкой для того, как необходимо поступать в рассматриваемой проблемной ситуации. Позже эти находки обобщают в формате навыков, приемов и других регулятивных средств, помогающих в дальнейшем движении вперед.
Цели методического творчества
Ближайшая цель методического творчества – разработать технологические нормы, правила, методы и программы, которые помогают увеличивать эффективность научного, инженерного и других видов поиска.
Для изготовления таких инструментов регуляции, необходимо воссоздание натуральных объектов, а также осуществление двух радикальных реконструкций:
- обобщение, идеализирование реальных действий и мысленная их перестройка в систему нового технологического процесса, восполняющая недостающие в нем звенья;
- отталкиваясь от образа реконструированных процедур, разработка предписаний, по шагам направляющих исполнителя по нужной тропинке, а затем интегрирование выработанных правил в стройную и логичную систему.
Иными словами, сущность методического творчества заключается не в том, чтобы воспроизводить объект регуляции, то есть реальные креативные действия, а в идеальном знаковом преобразовании этого объекта в новый продукт, например, методическое руководство.
Вместе с этим методическое творчество преследует и более отдаленную цель – внедрение рецептов в разные творческие процессы и добиться их перестройки в соответствии с предложенным ранее планом поиска. Методист должен быть предельно активным, стремиться воплотить в жизнь свой идеал оптимизированной деятельности.
Методическое творчество идет на двух взаимозависимых уровнях:
- сопутствующая методическая работа, не отделившаяся от других типов творческой деятельности;
- профессиональная методическая работа, превратившаяся в самостоятельную специальность и обеспечивающая субъектов других видов творчества стратегиями и инструментами для эффективного поиска.
Методическое творчество приводит к постоянным модификациям, совершенствованию уже имеющихся в культурном фонде простых нормативных средств. Профессиональное методическое творчество помогает разрабатывать оригинальные, более сложные регулятивные средства и создает предпосылки для следующего цикла вспомогательной методической работы, то есть для формирования новых нормативных элементов, которые позже перейдут в интерсубъективные методические композиции.
Методистами могут быть и субъекты других типов деятельности, на некоторое время от своего основного занятия, а также лица, которые специализируются на разработке регулятивных средств. Методист-профессионал посылает эвристические импульс для разных видов творчества: и в области регулируемой деятельности, и в области вплетений в нее методической работы. Даже самое авторитетное методическое руководство рассчитано на то, что оно будет дорабатываться в практической деятельности методиста, предполагая методическое творчество, на отбор рекомендуемых правил, введение дополнительного числа регулятивных компонентом, то есть, на осуществление творческих действий. Постоянное сосуществование и взаимопроникновение двух уровней методического творчества обусловлено его ориентацией не на жесткую регламентацию механических действий, а на стимулирование, наладку уникальных творческих процессов, которым нужна свобода и самоопределение субъекта.
Таким образом, в целом методическое творчество включает конструирование особой группы логических инструментов, необходимых, чтобы выполнять репродуктивные операции, то есть регулятивных средств, которые не гарантируют творческого результата. Такие средства являются продуктом перестройки репродуктивных элементов, соответствующих проекту рационализированной деятельности. Они дают эвристический импульс творчеству в регулируемой ими деятельности, для сопутствующего методического творчества.